Введение системы ответственности за некачественное администрирование ВЭД или оказание некачественных государственных услуг.
Государство контролирует экспортную деятельность в основном путем прямого администрирования следующих операций:
1.физическое перемещение товаров через границу РФ,
2. поступление оплаты по экспортному контракту,
3.оплата платежей, связанных с экспортом (в первую очередь пошлин),
4.получение экспортером льгот и возмещений по налогам.
Такие операции как страхование, транспортные услуги, сопутствующие финансовые (кредиты, факторинг) и юридические (претензионная работа) напрямую не администрируются.
Соответственно, наибольшие проблемы заключаются в запутанном, непрозрачном механизме администрирования четырех перечисленных операций.
В целях стимулирования экспорта продукции малого и среднего бизнеса считаю целесообразным оказывать через портал gosuslugi ряд информационных и сервисных услуг, увязанных в единую систему, описывающую типовые кейсы внешнеэкономической деятельности и содержащие возможности подготовить и автоматически проверить правильность составления или заполнения абсолютно всех документов, требующихся для внешнеэкономической деятельности.
Цепочка моих предложений будет последовательно раскрывать мое видение данного сервиса :
Введение системы ответственности за некачественное администрирование ВЭД или оказание некачественных государственных услуг.
Данное предложение дополняет вышеперечисленные с целью предотвращения саботажа добросовестного оказания государственных услуг в области ВЭД или некачественного администрирования.
Проблема: В сфере оказания потребительских услуг населению наша страна обладает достаточно развитым практикой применения штрафных санкций прямо прописанных в законе (например один процент в день за задержку оказания услуги).
В области государственных услуг в целом и в области государственных услуг таких прямых санкций нет, что может вызвать субъективный фактор саботажа и скрытого вымогательства.
Как решить: С моей точки зрения, было бы целесообразно применять практику взимания фиксированных законодательно установленных санкций, однако не в отношении «абстрактного органа власти», а в отношении конкретного чиновника, принявшего неправомерное решение, вызвавшего некачественную государственную услугу. Санкции должны быть выражены в конкретной характеристике и взиматься как с лица принявшего неправомерное решение, так и с его непосредственного начальника, (например помимо доказанных убытков по 0,5% в день с лица ответственного за задержание и начальника таможенного органа за задержку выпуска товаров, пакет документов которых был оформлен с помощью ранее описанной государственной электронной системы, повторный подобный случай автоматически должен повлечь за собой увольнение).
Технически реализация достаточна проста — необходимо дополнить портал государственных услуг обязательной обратной связью, то есть участник ВЭД, получивший государственную услугу может кратко с помошью «подсказок» оценить полученную конечную услугу (выпуск товаров, получение возмещения НДС и т.п.), а в случае возникновения ущерба оформить жалобу с помощью соответствующего «конструктора» жалоб, подать ее и получить ответ.
Что решает: Государству — предотвращает ошибки связанные с неправомерным ограничением прав субъекта внешнеэкономической деятельности, сокращает поле возможной коррупции, улучшает имидж с точки зрения уровня «коррупции».
Субъекту внешнеэкономической деятельности: предотвращает коррупционные издержки, предотвращает возможные проблемы с задержкой добросовестного груза.
Что не решает: возможные кадровые проблемы в таможенных органах.