Управляемая демократия Владимира Путина

Чрезмерно управляемая демократия по Владимира Путину это сильная личная власть лидера, не ограниченная институтами + манипулирование общественным сознанием при помощи СМИ + контролируемые выборы. Построенная при Путине система чрезмерно управляемой демократии — сложная эшелонированная политическая конструкция, дающая возможность власти не быть подотчетной и подконтрольной обществу при сохранении видимости демократических процедур. 3-мя встроенными в нее уровнями контроля являются: 1) контроль над акторами; 2) контроль над институтами; 3) контроль над правилами игры.

3-мя китами, на которых стоит путинская ЧУД являются: а) мощный институт личной власти (сейчас уже не президентской, а премьерско-партийной), гипертрофированно развитый за счет ослабленных или выродившихся прочих институтов и акторов; б) твердый контроль над СМИ с формированием нужного общественного мнения при помощи дозирования, отбора и «правильной» подачи информации; в) контролируемые выборы, применяемые только как инструмент легитимации решений, принимаемых властью.

Грядки прорежены

Демократические институты ослабляются и вырождаются. Ключевым условием образования ЧУД стало ослабление всех демократических институтов, сопровождавшее усиление власти президента, включая парламент и политические партии, судебную власть, бизнес, региональные элиты.

Максимально многоступенчатым и наглядным этот процесс был в отношении политических партий. Сперва они были посажены на короткий поводок — административный и финансовый. После в итоге политической инженерии возникло большое число новых, целиком контролируемых Кремлем партий. Наконец, ряд новых партий были объединены в более большие проекты с одновременным административным прореживанием «политической грядки» и вытеснением с политической сцены или ликвидацией старых партий. Официально существующие теперь 7 политических партий представляют собою, по большей части, электоральные и имиджевые проекты, необходимые Кремлю для получения контроля над парламентами — федеральным и региональными.

Примененная в отношении политических партий тактика (будучи весьма действенной с утилитарной позиции осуществления контроля над парламентом) разрушительна в отношении главных функций, которые призваны исполнять партии в демократическом обществе. Она включает обеспечение 1) обратной и прямой связи м/у властями и обществом; 2) конкуренции людей и идей; 3) баланса интересов главных общественных групп при принятии решений; 4) массовой помощи действий власти; 5) канализации социальной активности в парламентское русло и др.

Субституты

Демократические институты заменяются собственными субститутами. Они оказываются не в состоянии полностью исполнять свои функции и постепенно вытесняются субститутами, которые не обладают своей легитимностью и целиком зависят от лидера. В качестве субститутов выступают Госсовет и практически 1,5 10-ка консультативных советов при президенте, Совет безопасности, Общественная палата, полпреды президента в федеральных округах и их администрации, общественные приемные. Все они плохи не вообще, а в ситуации, когда от них требуется играть самостоятельную роль.

В отличие от институтов субституты не могут служить каркасом системы, структурировать ее, обеспечивать стабильность и воспроизводство. Это скорее приводные ремни, дающие лидеру контроль над основными сферами жизни общества. Однако кроме лидера не имеющие почти никакого смысла. Важно, что в критические моменты, как, к примеру, при ослаблении президента в миг передачи власти или, скажем, падения рейтинга, подпорки в виде субститутов теряют жесткость, а с ней и способность служить функциональной заменой институтам.

Вертикали и горизонтали

Для ЧУД в легальном пространстве характерно гипертрофированное развитие вертикальных и недоразвитость горизонтальных элементов управленческого каркаса и системы в целом. Характерно ведомственно-корпоративное (отраслевое) и территориальное управление. Вертикализация с ослаблением взаимодействия и координации, осуществляемых чуть ли не лишь на самом верху. К этому привело выстраивание вертикалей власти с единым и единственным их центром при одновременном ослаблении институтов.

Есть, хотя, и меньше формальные сетевые структуры (это иерархизированные сети, имеющие форму пирамид), будь то «чекисты» в самом широком смысле или «питерские чекисты» в более узком. Они, а не персонально глава, производят властные функции, отнятые у институтов.

Когда говорят, что страна управляется не столько правительством, сколько «путинским политбюро», то имеют в виду как раз сетевую структуру, состоящую из ключевых узлов общенациональной сети и узлов ключевых корпоративных сетей. Эта сетевая структура, а не официальное правительство и тем паче не парламент принимает важнейшие для страны решения.

Примитивизация архитектоники государства

Государство в системе ЧУД большое и при этом слабое. Ранее его архитектонику составляли 2 основных интегрирующих элемента: партийно-административный, основной, и чекистский, не дававший ему монополизировать власть и «приватизировать» ее, применять вопреки интересам системы. Сейчас I оказался целиком подчинен второму.

Фактическая ликвидация одного из 2-х несущих стержней ведет к ослаблению конструкции в целом и резкому ослаблению внешнего контроля за соблюдением правил, в особенности опасному в силу правового релятивизма «чекистской» вертикали. Внутренние корпоративные нормы и правила специфической части государственной машины все более становятся правилами для всей машины.

С идущим ослаблением регионов важность этого конструктивного недостатка системы, проявляющегося сейчас на всех иерархических уровнях, усиливается.

Механистичность системы

В подобной системе отсутствует гибкость и адаптивность. Вся конструкция власти, любой элемент которой крепится напрямую к тандему, является очень механистичной и жесткой. Не имея внутри себя сравнительно самостоятельных подцентров, обладающих некоторой свободой маневра, равно как и системы сдержек и противовесов, она требует постоянного ручного управления и подстройки, также осуществляемой в ручном режиме.

Эта конструкция, в силу того, что ее центр тяжести располагается на самом верху, потенциально вполне неустойчива и по отношению к внешним воздействиям, и по отношению к внутренним деформациям. Система в целом является очень сложной, однако это сложность не организма, а механической конструкции, почти не способной ни к саморазвитию, ни к саморегулированию.

Нефтяная игла

Падающая эффективность ЧУД компенсируется нефтедолларами. Как могло получиться, что неэффективные или вовсе неработоспособные механизмы и инструменты, входящие в арсенал ЧУД, сохраняются на протяжении настолько долгого времени? Причина в колоссальных, «свалившихся» на страну нефтяных доходах, которые позволяют оплачивать неэффективность и не спешить с экономическими и прочими реформами. ЧУД в силу собственной управленческой неэффективности очень ресурсоемка, при этом ресурсоемкость эта растет. Нужное условие создания и поддержания ЧУД, так, не просто высокие, однако растущие доходы от продажи сырьевых ресурсов: нефти, газа, металлов.

Стараясь, и не безрезультатно, избежать «голландской болезни» в экономике, страна заполучила свою — российскую или даже советскую еще болезнь в политике и организации власти, когда на «нефтяную иглу» садится политическое устройство, губительная эволюция которого может продолжаться так долго, насколько экономические доходы могут покрывать растущие политические издержки.

Поделитесь этой записью
2 всего комментариев к этой записиОтправить свой
  1. А может быть не нужно ходить вокруг да около и назвать все своими именами- диктатура.

  2. Никакая это не демократия. Не нужно играть словами.

Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены