Цели политической коррупции

Политическую коррупцию образуют действия, которые явно являются политически мотивированными.
В широком смысле политическую коррупцию можно определить как злоупотребление властью в политических целях (такие цели должны иметь приоритет над другими). Такими главными целями являются: (1) получение власти; (2) ее удержание, укрепление или увеличение (расширение полномочий).
Кроме того, целью (побочным или основной) политической коррупции может быть обогащения или иная материальный выгода. Мировой и отечественный опыт показывает, что именно эта цель в большинстве случаев является ключевой целью политических коррупционеров, для которых политическая и государственная власть является лишь средством удовлетворения личных интересов. То есть, конечным результатом деятельности политических коррупционеров есть
конвертация политического и властного ресурса, которым они обладают, в материальные ценности и иную личную выгоду. Итак, в сущности, от других коррупционеров они отличаются только одним — объемом и масштабностью властных возможностей для самообогащения и получения других выгод.
Получения (и содержание) власти, увеличение властных полномочий и незаконное обогащение политических коррупционеры могут обеспечивать разнообразнейшими противоправными деяниями коррупционного характера.
Получения власти (политического влияния) в коррупционный способ происходит преимущественно в процессе формирования органов государственной власти и других политических структур государства. Это также возможно путем перераспределения властных полномочий при принятии новых законов и других нормативно-правовых актов (Например, наделения определенного должностного лица или органа полномочиями, которых они не могут иметь по Конституции или правовым статусом). Фактически речь идет о незаконном завладении государственными властями, ее захвата через назначения на политические и государственные посты «своих» людей, выстраивание системы власти не на демократических и правовых принципах, а на принципах личной преданности и политической лояльности. В результате, создается ситуация, при которой политические и государственные институты, формально сохраняя свой общественный статус, фактически эксплуатируются в интересах отдельных лиц и определенных политических сил (Парламент принимает законы, выгодные лишь определенной политической силе; Правительство принимает решение в пользу определенной предпринимательской структуры; городской совет предоставляет землю или передает в собственность или аренду имущество «нужной» лицу или структуре).
Если определенные субъекты власти в коррупционный способ присваивают не делегированные им властные полномочия,
берут на себя ту часть власти, которая им естественно принадлежать не может, концентрируют в себе государственную власть, нарушая правовой принцип разделения властей, то они фактически осуществляют узурпацию власти.

В исполнительной ветви власти это происходит прежде всего путем платы за должность (купля-продажа должностей),
назначения на должности независимо от деловых качеств кандидата, а исключительно (преимущественно) по политическим и личным соображениям. Такой способ формирования исполнительной власти в России облегчается, в частности, отсутствием политической ответственности за кадровую работу и конкурса при назначении на высшие должности в исполнительной власти на государственном и региональном уровнях, а также крайне неэффективным общественным контролем над деятельностью исполнительной власти.

Довольно широким является набор коррупционных средств, могут применяться при формировании судебной ветви власти. Это, в частности, применение подкупа при отборе кандидатов на должности судей, их прохождение через квалификационные комиссии, в процессе избрания на должность судьи бессрочно. Заполитизированность этого процесса (в частности, политическая ангажированность, приоритет политической составляющей в деятельности профильного парламентского комитета и Парламента в целом) создают предпосылки для усиления влияния политической коррупции на формирование судейского корпуса.
Свидетельством этого могут быть случаи, когда судей не избирали на должности бессрочно или увольняли с должностей с откровенно политическими мотивами.

При влиянии коррупции на формирование представительских органов власти происходит нарушение фундаментальных
тальных принципов организации и проведения выборов:
• нелегальное финансирование политических партий и избирательных кампаний;
• подкуп избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий, представителей власти;
• «купля-продажа» депутатских мандатов путем оплачивания «проходных» мест в избирательных списках партий (блоков);
• служебные злоупотребления при агитации; фальсификация результатов выборов;
• создание препятствий (а также — предотвращения) реализации права избирать и быть избранным.
Вследствие подкупа и применения админресурса (и то, и другое является по своей сути проявлением коррупции) выхолащивается смысл выборов и обеспечивается результат, нужен действующей власти. Фактически, представительские органы перестают формироваться народом, а происходит продуцирование власти самой властью. При таком способе, результат выборов определяет сама власть — на последнем этапе его фиксируют сформированные ею избирательные комиссии, а во время избирательного процесса он обеспечивается всеми государственными и общественными институтами, включая силовые структуры, на которые власть имеет влияние.
Избирательный процесс фактически происходит по тем правилам, по которым живет общество. И если российское общество долгое время жило по правилам, далекими от правовых, если в нем культивировалось право силы, двойные стандарты поведения, теневой бизнес, произвол и т.д., то такие правила и подходы применялись и в избирательном процессе. Более того, политическая коррупция срабатывает на выборах не спонтанно, не вдруг — фальсификации результатов выборов предшествует усиленная деятельность власти по порабощению общества, сужение демократических принципов его функционирования, политического преследования оппозиции, монополизации и тенизации экономики, усиления зависимости СМИ и судебной власти.
Нынешние масштабы политической коррупции, большие проблемы с развитием гражданского общества и построением правового государства свидетельствуют о том, что опасность фальсификации результатов выборов остается и сегодня.
В общем, завершая рассмотрение целей политической коррупции, можно сделать вывод о том, что наиболее важными задачами, которым коррумпированная власть подчиняет всю свою основную деятельность, а с ними — и организацию общественной жизни, является самообогащения и самосохранения.

Поделитесь этой записью
1 Pingback к этой записи
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены