Субъекты противодействия коррупции в Украине

к предыдущей статье: Факторы влияющие на распространение коррупции в Украине

С точки зрения обеспечения действенности и эффективности антикоррупционной политики государства, достижение поставленной цели и выполнения основных задач, чрезвычайно важным является четкое определение субъектов и основ реализации. Исходя из содержания антикоррупционной политики, функционального назначения и круга полномочий, субъекты противодействия коррупции могут быть разделены на основные группы, а именно:
субъекты, которые: определяют и обеспечивают реализацию антикоррупционной политики государства, создают и совершенствуют нормативно-правовую базу противодействия коррупции;
непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность в сфере борьбы с коррупцией;
осуществляют рассмотрение дел о коррупционных правонарушениях (суд) направляют свою деятельность на диагностику, профилактику и предотвращение коррупции;
осуществляют координацию антикоррупционной деятельности;
реализуют контроль и надзор за деятельностью субъектов непосредственной правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией;
осуществляют возобновление законных прав и интересов физических и юридических лиц, устранение последствий коррупционных деяний;
осуществляют финансовое, материально-техническое, информационное и научно-аналитическое обеспечение противодействия коррупции.

Первую группу субъектов противодействия коррупции составляют высшие государственные органы — Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, которым принадлежит исключительное определение внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является антикоррупционная политика и обеспечение ее осуществления. Согласно п. 3 и 6 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится определение основ внутренней и внешней политики, утверждение общегосударственных программ экономического и социального развития, а согласно п. 12, 14, 17, 22 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины исключительно по законам Украины определяются: организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, основы национальной безопасности; деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них . Согласно Конституции Украины Президент Украины является главой государства и гарантом соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина (ст. 112), обеспечивает национальную безопасность государства, осуществляет руководство в сфере национальной безопасности, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (п. 1 , 17, 18 ч. 1 ст. 106). Согласно п. 1 и 7 ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет меры по обеспечению национальной безопасности Украины, борьбы с преступностью.
Антикоррупционная политика реализована в соответствующих законодательных актах этих органов — законах, постановлениях, указах.

Вторая группа субъектов законодательное (нормативно-правовое) обеспечение противодействия коррупции . Такими субъектами являются Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, соответствующие министерства и ведомства. Особое место среди этих органов отведена Верховной Раде Украины, от которой как единого законодательного органа в нашем государстве зависит качество обеспечения правового регулирования противодействия коррупции.

Третью группу составляют субъекты непосредственной правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией. Такое название этих субъектов является несколько условным, поскольку правоохранительная деятельность включает реализацию всех правоохранительных функций. В данном случае под непосредственной правоохранительной деятельностью понимаем осуществление таких функций, как оперативно-розыскная (выявление, пресечение и документирование коррупционных деяний), расследование коррупционных преступлений, производства дел об административных правонарушениях коррупционного характера, а также осуществление профилактической функции. В свою очередь, субъект объекты этой группы делятся на две подгруппы: субъекты, для которых непосредственная правоохранительная деятельность в сфере борьбы с коррупцией является одной из основных функций; субъекты, для которых такая деятельность является второстепенной функцией и осуществляется только в процессе выполнения ими основных функций, непосредственно не связанные с противодействием коррупции (например — органы прокуратуры). При этом следует отметить, что сегодня в Украине не существует государственного органа, для которого противодействие с коррупцией была бы единственной основной функцией деятельности. К субъектам непосредственной правоохранительной деятельности первой подгруппе относится ряд субъектов, предусмотренных ст. 4 Закона Украины «О борьбе с коррупцией». Данной статьей установлено, что борьбу с коррупцией ведут соответствующие подразделения: 1) Министерства внутренних дел Украины, 2) Налоговой милиции, 3) Службы безопасности Украины, 4) органов прокуратуры 5) другие органы и подразделения, которые создаются для борьбы с коррупцией согласно действующим законодательством. Подразделения, для которых осуществление непосредственной правоохранительной деятельности является одной из основных функций, такие: в Министерстве внутренних дел Украины — Главное управление по борьбе с организованной преступностью, у Государственной налоговой администрации Украины — Управление по борьбе с коррупцией и безопасности в органах ГНА Украины; в Службе безопасности Украины — Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В Генеральной прокуратуре Украины существует Управление по надзору за исполнением законов специальными подразделениями и другими государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Но они не могут быть отнесены к субъектам этой подгруппы, поскольку в их компетенции отнесено осуществление прокурорского надзора за деятельностью вышеуказанных спецподразделений МВД, СБУ, ГНА. Вместе с тем, субъектами этой подгруппы следует признавать следователей прокуратуры, которые проводят следствие по делам о коррупционных преступлениях (ч. 1 ст. 112 УПК). Что касается других органов и подразделений, которые создаются для борьбы с коррупцией в соответствии с действующим законодательством, и, в частности, таким органом определенное время было Национальное бюро расследований, которое сначала (1997 г.) было создано соответствующим Указом Президента Украины, а затем, фактически не начав своей правоохранительной деятельности, было ликвидировано Президентом (1999 г.). Что касается субъектов непосредственной правоохранительной деятельности второй подгруппы, то согласно ст. 12 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» к ним следует отнести следователей, прокуроров, которые при определенных обстоятельствах имеют право составлять протокол о совершении коррупционного деяния или иного правонарушения, связанного с коррупцией, а также органы дознания, которые в случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела и при наличии в действиях лица признаков указанного правонарушения обязаны направить материалы проверки или предварительного следствия в соответствующий орган, указанный в ст. 4 Закона. Кроме того, к таким субъектам могут быть отнесены подразделения по борьбе с экономической преступностью Министерства внутренних дел Украины.

Четвертая группа субъектов — это суды общей юрисдикции, к компетенции которых Закон относит рассмотрение дел о коррупционных правонарушениях (ст. 12 Закона Украины «О борьбе с коррупцией», ст. 15 УПК Украины).

Деятельность субъектов пятой группы главным образом связана с предотвращением коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. К ним относятся органы, которые, в частности, обеспечивают проведение единой государственной политики в сфере государственной службы, осуществляют профилактическую антикоррупционную деятельность среди служащих всех органов государственной власти или органов местного самоуправления или определенных ведомств. Таким субъектом является Главное управление государственной службы Украины. На Главное управление государственной службы Украины, как на центральный орган исполнительной власти со специальным статусом возлагается осуществление мер, направленных на предотвращение проявлений коррупции среди государственных служащих, проверка в государственных органах и органах местного самоуправления соблюдения требований законов Украины «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией» и других актов законодательства по вопросам государственной службы, проведение в установленном порядке служебных расследований по вопросам соблюдения государственными служащими законодательства о государственной службе, о борьбе с коррупцией, а также по фактам нарушения этики поведения государственных служащих. К этой группе субъектов противодействия коррупции относятся также подразделения внутренней (собственной) безопасности правоохранительных и других органов, одной из основных задач которых является осуществление профилактического антикоррупционного воздействия по отношению к сотрудникам этих органов.

Шестую группу субъектов составляют субъекты, которые осуществляют координацию антикоррупционной деятельности. Такими органами являются: Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры — согласно ст. 10 Закона Украины «О прокуратуре» они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Службы безопасности, органов налоговой милиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов; Совет национальной безопасности и обороны Украины — по ч. 2 ст. 107 Конституции Украины и ст. 3 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны» она координирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности.

Седьмую группу субъектов противодействия коррупции образуют органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью субъектов непосредственной правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции. В соответствии со ст. 16 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» парламентский контроль за исполнением законов в сфере противодействия коррупции осуществляется Верховной Радой Украины непосредственно, а также Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Согласно ч. 2 ст. 107 Конституции Украины и ст. 3 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны» контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины. К субъектам этой группы следует отнести также суд, осуществляющий судебный контроль за деятельностью вышеупомянутых органов при рассмотрении уголовных дел о коррупционных преступлениях, административных дел об административных коррупционных правонарушениях, решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей, проведения обыска в жилище или ином владении лица, наложение ареста на корреспонденцию и снятие информации с каналов связи ‘связи по делам о коррупционных преступлениях. Надзор за исполнением законов в сфере борьбы с коррупцией осуществляется Генеральным прокурором Украины и уполномоченными им прокурорами (ст. 17 Закона Украины «О борьбе с коррупцией», ст. 1 Закона Украины «О прокуратуре»). В органах прокуратуры эту функцию осуществляют управление и отделы по надзору за исполнением законов специальными подразделениями и другими государственными органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Восьмая группа субъектов противодействия коррупции — это, прежде всего суды, а также прокуроры, государственные органы и органы местного самоуправления, которые принимают меры и принимают конкретные решения по возмещению причиненного коррупционными деяниями вреда, восстановления нарушенных ими прав и т.д..

Согласно статье 13 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» ущерб, причиненный государству, предприятию, учреждению, организации незаконным использованием помещений, средств транспорта и связи, другого государственного имущества или средств, подлежащих возмещению виновными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, на общих основаниях и условиях материальной ответственности работников и военнослужащих. В случае отказа добровольно вернуть незаконно полученные лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, кредиты, ссуды, ценные бумаги, недвижимость и другое имущество, они или их стоимость подлежат взысканию (изъятию) в доход государства в судебном порядке по заявлению прокурора. Получение субсидий, субвенций, дотаций, кредитов и льгот в результате действий, предусмотренных п. «а «ч. 1 ст. 5 указанного Закона, влечет за собой признание заключенного соглашения недействительным с последствиями, предусмотренными Гражданским кодексом Украины.

Согласно статье 14 Закона Украины «О борьбе с коррупцией» приняты в результате коррупционных деяний неправомерные нормативно-правовые акты и решения подлежат отмене органом или должностным лицом, уполномоченными на принятие или отмену соответствующих актов и решений, или признаются незаконными в судебном порядке.

Согласно статье 15 указанного Закона физические и юридические лица, права которых нарушены в результате коррупционных деяний и понесшие моральный или материальный ущерб, имеют право на возобновление этих прав и возмещение ущерба в установленном законом порядке. В пределах своих полномочий определенные меры по противодействию коррупции могут осуществлять и другие субъекты, в частности государственные органы — Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба, Счетная палата Украины, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины; органы местного самоуправления; объединения граждан, средства массовой информации. Осуществление антикоррупционной деятельности требует специфического правового, организационного, кадрового, информационного, материально-технического, финансового, научного и иного обеспечения, что обусловливает необходимость создания специальных органов (учреждений, служб, подразделений), и составляют девятую группу субъектов противодействия коррупции. Так, научно-исследовательское обеспечение противодействия коррупции осуществляет Межведомственный научно-исследовательский центр по проблемам борьбы с организованной преступностью (Указ Президента Украины № 144/2007 от 26.02.2007).

Но, как показывает международный опыт, противодействие коррупции нельзя сводить исключительно к борьбе с ее организованными преступными формами. В условиях, когда коррупция и связанные с ней общественные отношения приобретают распространенные и разнообразные формы и проявления, комплексная система научно-аналитического сопровождения государственной политики в сфере противодействия коррупции нуждается одновременно в координации и диверсификации усилий различного рода научных учреждений.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены