Средства противодействия политической коррупции

Основные средства противодействия политической коррупции
Эффективное противодействие коррупции вообще и политической
коррупции частности возможна при условии системного под-
ходу, сочетание профилактических, правоохранительных и
репрессивных мер. За многих составляющих (должным
ного антикоррупционного законодательства, полного и
действенного его применения, приоритета предохранительной
деятельности и т.д.) успешная реализация антикорупций-
ной политики возможно исключительно при наличии политичес-
ной воли руководства государства. Именно политическая воля
определяет содержание, а следовательно — эффективность других факторов
противодействия коррупции и, таким образом, эффективность
противодействия коррупции в целом.
Политическая воля — это истинные намерения поли-
тического руководства страны реально противостоять
коррупции во всех ее проявлениях и на всех уровнях государств-
ной власти. Проявление политической воли сводится к тому, что
при наличии законных оснований закон должен приме-
ваться до любого лица, независимо от занимаемой им
должности, политических предпочтений, приближенности к поли-
ческого руководства и других субъективных
обстоятельств. Главная роль в формировании и реализации
политической воли, как правило, принадлежит Главе государства,
который обычно имеет наибольшие полномочия по
обеспечения национальной безопасности, руководства и
координации деятельности правоохранительных структур.
Проявление политической воли обусловливается комплексом
факторов объективного и субъективного характера:
личностными качествами руководства государства, су-
ючою политической системы, характером общественного
психологии, уровнем правосознания граждан, развитием
демократических институтов государства, принципами
функционирования судебной и правоохранительной систем.
И еще одним важным фактором — степенью корумпо-
ности высшего руководства государства (что, в свою
очередь, зависит, в частности, от способа получения им
власти, принципов ее осуществления, целей пребывания у власти). То обстоятельство, что на протяжении длительного времени
(Минимум последнего десятилетия)
в стране политическое руководство не проявляло настоящие-
них намерений реально противодействовать коррупции и не реализованы-
вувало их (а это — факт), по крайней мере дает основания для
сомнения в юридической чистоте его деятельности и об-
Свободно ориентированной цели пребывания у власти.
Если же говорить об основных средствах противодействия
политической коррупции на современном этапе развития страны,
то они сводятся прежде всего к таким.
Первый — демократические и честные выборы, которые
обеспечивают осознанное свободное волеизъявление и
объективное установление результатов голосования.
Опыт последних избирательных кампаний свидетельствует о соберет-
ния больших проблем с ключевыми составляющими таких
выборов — осознанностью выбора и адекватностью его
результатов реальным политическим настроениям общества.
Происходит совершенствование средств достижения «потриб-
ного «результата: если раньше он достигался главным
примитивно-криминальным путем (принуждением
голосовать «так, как нужно», препятствием деятельность
ности кандидатов, подделкой протоколов комиссий
т.п.), то теперь это делается преимущественно «цивилизованно»
и «изящно» — с применением информативных мани-
пуляций, агитационного «зомбирования» избирателей, широкого
использование технических кандидатов и партий, предоставление
админресурса внешне легальных форм государственной
и общественной деятельности. Как уже отмечалось, вероятность-
ность применения фальсификаций на будущих выборах
остается достаточно высокой (на это, в частности, указывают
попытки организованной информационной блокады (фактически —
цензуры), наблюдаемых в последнее время, нама-
нения неконституционного присвоение властных полно-
важен, которые могут быть использованы как админресурс.
Только президентские и парламентские выборы,
проведены на демократических и правовых началах с
обеспечением действительного волеизъявления граждан и
максимально объективного фиксирования его результа-
тов, создадут системные политические и правовые предпосылки
снижение уровня политической коррупции и изменения характера
ее проявлений.
Отдельно в аспекте проведения выборов как демокра-
тической формы противодействия политической коррупции следует от-
значить необходимость изменения законодательного регулирования
ния финансирования политических партий — как при
избирательного процесса, так и вне его. Опыт последних
отечественных избирательных кампаний однозначно свидетельствует
о том, что: во-первых, финансирование партий, декла-
руеться ними, явно не соответствует действительному, во-вторых,
реально оно осуществляется не из тех источников или не в
тех объемах, которые официально публикуются, в-третьих,
незаконное финансирование политических партий, а с этим —
и избирательных кампаний является одним из мощнейших
факторов развития политической коррупции в нашей стране.
Второй — реальное (настоящее) отделения
политики от бизнеса. Вопреки задекларированному
намерения такого отделения, за последние
пяти лет произошло фактическое слияние (даже —
цементирование) политики и бизнеса, которое к тому же
приобретает открытых, а нередко — откровенно брутал-
ных форм (почти нескрываемое финансирования бизн-
сом избирательных кампаний политических партий и отдельных
кандидатов, «покупка» мест в избирательных списках,
принятия органами государственной власти и органами мест-
цевого самоуправления явно лоббистских решений на
интересах определенных бизнес-структур, чисто формальным
ный уход политиков от ведения своего бизнеса и т.д.).
Бизнес (личный материальный интерес) диктует поли-
тика, мотивирует политиков, их поведение и решения. Таким
образом (в большинстве случаев через разнообразные коруп-
ционные отношения) обеспечивается пребывания поли-
тиков на службе у частного бизнеса, а не общества.
Третий — утверждение независимого, компетент-
ного и беспристрастного суда. Такой суд — главный
средство и главная гарантия демократического развития об-
пильства и утверждения правового государства. Одновременно
он является чрезвычайно действенным и эффективным антикоруп-
ционных инструментом, поскольку способен в право-
вый способ исправить любое, т.н. политическое
извращения, прекратить конкретное проявление политической
коррупции и восстановить правопорядок в политической сфере.
Зато, последние события вокруг отечественной судебной
системы свидетельствуют об обострении политической борьбы
за суд, что грозит полной потерей им независимости
и объективности. Особую опасность представляет то,
что к этому процессу причастен Глава государства, который
официально поддерживает законодательные предложения, направленных
ные на усиление зависимости суда, его политизации,
наделение должностных лиц (в т.ч. и самого Президента)
и отдельных институтов (в частности, ВСЮ) неконститу-
ми полномочиями в сфере правосудия. Это дает
основания для обоснованных предположений о попытке
противоправно установить контроль над деятельностью
судебных органов и таким образом получить дополнительные
средства для применения административного ресурса
на предстоящих выборах.
Четвертый — внедрение действенного общин-
ского контроля над деятельностью политических
субъектов и обеспечения политической и правовой от-
ственности за их антиобщественные, аморальные и
противозаконные действия и решения. Это, в частности, предусматривает
создание предпосылок для существования независимых и
объективных СМИ, а также действенной правоохранительной сис-
темы. Сегодня же уровень политической коррупции и Корум-
пованости правоохранительных органов не только фактически
заблокировал их антикоррупционную деятельность в политической
сфере, но и позволяет коррумпированным политикам ис-
вать их в политической борьбе во антикоруп-
ми лозунгами.
Пятый — усиление морально-психологического
иммунитета общества к коррупции и антикорупций-
ной мотивации граждан. Это — ключевой и одновременно
сложный направление антикоррупционной деятельности,
который предусматривает коренное изменение мировоззрения, ценностных
ориентиров граждан. Меры по его реализации должны
пронизывать всю антикоррупционную деятельность, однако,
свою очередь, зависит от двух моментов: во-первых,
политической воли, о которой говорилось выше, во-вторых, имеющийся
ности специально разработанной научно обоснованной
программы антикоррупционного социально-психологического
«Оздоровления» отечественного общества.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены