Выбрать страницу

Один из представителей бизнеса грустил по поводу того, что в госзакупках отсутствует авансирование. Но так было не всегда. На заре становления электронных аукционов, авансирование было довольно частым явлением. Что же случилось?

 А все потому, что некоторые исполнители брали авансы и благополучно исчезали даже палец о палец, не ударив для исполнения выгодного контракта. Какой-нибудь не трезвый мужик в сельской местности, являясь директором такой фирмы однодневки, с удивлением узнавал, сколько он теперь должен государству. Но на старые грабли с успехом продолжают наступать госзаказчики, которые до сегодняшнего дня не сталкивались с конкуренцией во всех ее проявлениях, а сейчас подхваченные общим трендом, были вынуждены размещать прозрачные процедуры.

 Уже произошло несколько случаев увода аванса в Крыму, причем одна компания это сделала аж из Магадана. Регулярно такие случаи происходят и по 223-ФЗ. Тут ведь вот что интересно, если кто-то всерьез задумал увести у заказчика аванс, то помешать ему практически невозможно. Банки хоть и со скрипом, но все же банковские гарантии на тендеры с авансом дают. Ну, а если есть цель, украсть аванс, то все равно, на какую сумму снижаться в торгах. Поэтому у подобных мошенников выиграть торги практически невозможно, они все равно упадут ниже. Пока единственным критерием победы в прозрачных закупках является цена, про аванс можно пока забыть.

 Другим примером бесчинства подрядчиков является так называемое рейдерство в госзакупках. Явление довольно занятное. Есть такая контора в Москве, по мнению многих, лидер среди рейдеров. Для удобства назовем ее Лидер. А на ее примере познакомимся с самим явлением.

 Основным инструментом воздействия Лидера является подача жалоб в ФАС на аукцион и документацию заказчика. Основной целью рейдера является получение отступных в размере 10-15% и последующее порабощение заказчика и его подрядчика с целью регулярного получения такого отката. При этом чтобы жертва не умерла, т.е. чтобы было, с чего платить дань Лидер берет на себя функцию заточки документации, чтобы никто посторонний не мог залезть в торги. Если при этом госзаказчик из чувства самосохранения в последний момент отказывается производить явно незаконные действия, то на него и на подрядчика вешается долг эквивалентный тем же 10-15%, до закрытия которого госзаказчик подвергается все той же экзекуции через ФАС. ФАС тоже достается от Лидера в судах, если те принимают решения не в пользу рейдера

 Наконец заказчик шлет всю ситуацию куда подальше и вообще отказывается от лоббирования кого бы то ни было. В этом случае рейдер снижается в пол в аукционе, выигрывает в нем самостоятельно, после чего начинает мучить госзаказчика ничегонеделанием на объекте в той степени, в которой ему позволяет это сделать ТЗ, составленное госзаказчиком и 44-ФЗ. А т.к. госзаказчики смелые только со своим подрядчиками или с теми залетными участниками, кто поначалу кажется безобидным, то чаще всего сотрудники госзаказчиков предпочитают не связываться с матерым рейдером и смиряются со своей судьбой.

 По окончании контракта Лидер предлагает госзаказчику вернуться к старой схеме работы. Правда, есть и такие заказчики, которые дают бой рейдерам с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. При этом если в аукционы заточенные Лидером все же врывается толпа народу, как это чаще всего последнее время и случается, Лидер старается повесить вину за происшедшее на госзаказчика и подрядчика. Все идет к тому, что они вынуждены за свой счет предлагать отступные другим участникам аукциона, чтобы те не снижались в торгах.

 Возможно, что-то подобное не очень распространено в регионах, но с отдельными проявлениями рейдерства в госзакупках, таких как, например, участие в аукционе ради отката, столкнулись уже очень многие. Стоит ли осуждать их за такие действия, ведь они раскулачивают тех госзаказчиков, которые стараются лоббировать своих подрядчиков. Да и работу они как то не пытается выполнять. Однако то, что вся эта ситуация выглядит не здоровой – это бесспорно.

 Третьим видом беспредела со стороны участников госторгов можно считать добровольное участие в схемах госзаказчиков, единственной целью которых является украсть как можно больше денег у государства, практически ничего не делая взамен. Недавно питерская служба исполнения наказаний при строительстве подъездной дороги к тюрьме закрыла акты выполненных работ на 12 млн.рублей, притом, что подрядчик выполнил фактических работ где-то на четверть от этой суммы. Бесспорно, лицом данного госзаказчика было слабоумие и отвага. Но это просто очередные потерявшие берега чиновники, что с них взять. А вот подрядчику такое непростительно. Если уж назвался бизнесменом, то нужно, хоть как то, прикидывать риски. А если преисполнен бесстрашия и решил, что вокруг все та же вседозволенность, что и раньше, то получает титул беспредельщика и койку в местах не столь отдаленных.

 Некоторые заказчики вообще имеют практику обналичивания денежных средств через подрядчиков. В таких случаях выполнение работ происходит исключительно на бумаге, а подрядчику остается только небольшой процент как рядовой обнальной конторе. Но нужно быть полностью без воображения, чтобы не видеть, что происходит вокруг. Все, сейчас уже другие времена. Любителей что- либо недопоставить и не выполнить значительного объема, ожидают проверки даже спустя три года. Если считаете себя бизнесменами, то должны априори являться людьми повышенной вменяемости. Поэтому подобное поведение не глупость, а беспредел и пора с ним завязывать.