Развитие коррупции. Сценарий 2 (оптимистический)

Мировой опыт свидетельствует: когда государство находится на этапе реформирования, уровень коррупции всегда растет. Поэтому коррупция в Украине, ее масштабы, специфика и динамика — следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны, которая находится в коренной перестройке общественных, государственных и экономических основ. Несмотря на принятые в последнее время организационно-правовые меры по противодействию коррупции, ее масштабы пока остаются значительными.

Проведение различных исследований уровня коррупции свидетельствует, что в сознании граждан закрепилось представление о широком распространении коррупции во всех властных структурах и на всех управленческих уровнях. Подавляющее большинство опрошенных отмечает, что коррупция в стране стала вполне обычным явлением. Вместе с тем, главной предпосылкой предупреждения и нейтрализации коррупционных проявлений является последовательная демократизация всех сфер общественной жизни. Открытость власти, прозрачность процедур принятия государственных и управленческих решений, действенные механизмы контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества — важнейшие факторы успешного противодействия коррупции. Деятельность государственных органов в упомянутой сфере должна проводиться по целому ряду направлений, в рамках действенной системы предотвращения и пресечения коррупционных проявлений, выявление и устранение их предпосылок, обеспечения неотвратимого наказания коррупционеров.
В условиях масштабной коррупции акцент должен быть сделан именно на борьбе с причинами, а не разовых акциях по прекращению конкретных проявлений. Поэтому работа правоохранительных ведомств хотя и является важным компонентом, но имеет целью, прежде всего, решение локальных задач по выявлению и непосредственного привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные деяния, обеспечив при этом реализацию принципа неотвратимости наказания независимо от должности коррупционера.
Как показывает международный опыт, борьба с коррупцией достигает успеха только при условии ее комплексного характера, наличия четких приоритетов, когда она охватывает больше сфер жизнедеятельности государства, ведется постоянно и находится в центре внимания и власти, и общественности. Сравнивая сегодняшнюю Украину и развитые европейские страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, необходимо учитывать, что мы пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов. Традиция последовательного (и далеко не всегда успешного) ограничения коррупции насчитывает в «западных демократиях» лишь 20-30 лет, тогда как период демократического развития этих стран на порядок превышает указанные сроки. Несмотря на наличие указанного явления и в развитых странах Европы, уровень его проникновения в государственные институты значительно ниже благодаря наличию достаточных условий для противодействия негативным проявлениям. При организации системного противодействия коррупции в Украине важным является обеспечение соблюдения основных руководящих принципов борьбы против коррупции, введенные резолюцией Совета министров Совета Европы в ноябре 1997 года.
Последнее время наблюдается тенденция к сближению антикоррупционных законодательств европейских стран и устранения в них принципиальных различий (разница сохранятся не столько в принципах подхода к установлению уголовной ответственности за коррупционные преступления, сколько в особенностях законодательного формулирования внешне разных, но в принципе похожих уголовно-правовых запретов). Указанная тенденция закономерно обусловила создание обще-европейского уголовного права об ответственности за такие деяния в рамках Конвенции об уголовной ответственности за коррупционные преступления Совета Европы 1999 года, где сконцентрировано международный опыт законодательного обеспечения борьбы с коррупцией. Принятие последней обязывает государства — члены Совета Европы предусмотреть в национальном законодательстве общеевропейские нормы об ответственности за коррупцию. Комитет министров Совета Европы о принятии Конвенции обратился к сторонам с призывом: максимально унифицировать предусмотренные ею обязательства по снижению возможных оговорок участниками Конвенции, затрудняющих ее силу и ограничивают возможности имплементации в национальном законодательстве. Учитывая стратегический политический выбор Украины, наличие в европейских государств возрастных демократических традиций и определенного опыта противодействия коррупционным проявлениям, указанная Конвенция является ориентиром при формировании украинского правового поля борьбы с коррупцией.
Определяя главные угрозы коррупции (угрожает верховенству права, демократии и правам человека, стабильности демократических процессов и моральным устоям общества; подрывает основы государственного управления нарушает принципы равенства и социальной справедливости, условия добросовестной конкуренции, замедляет развитие и т.д.), Конвенция формулирует нормы о тринадцати коррупционных преступлений: активный подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 2), пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 3), подкуп членов национальных государственных собраний (ст.4), подкуп иностранных государственных должностных лиц (ст.5), подкуп членов иностранных государственных собраний (ст.6), активный подкуп в частном секторе (ст.7), пассивный подкуп в частном секторе ( ст.8), подкуп должностных лиц международных организаций (ст.9), подкуп членов международных парламентских собраний (ст.10), подкуп судей и должностных лиц международных судов (ст.11), использование служебного положения в корыстных целях (ст.12 ), отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией (ст.13), преступление, касается операций по счетам (ст. 14). Большинство уголовно-правовых запретов антикоррупционного характера (по крайней мере 10, предусмотренных ст.2-11 ) в Конвенции вполне могут быть сведены к конкретизации двух традиционных проявлений взяточничества: получение и дача взятки. Особенность состоит лишь в том, что «центр тяжести» конвенционного состав смещены не в фактическое получение взятки (хотя состав предполагает и это действие), а на сделку должностного лица с взяткодателем. Все другие конвенционные нормы о подкупе, предусмотренные ст.ст.4-12 Конвенции, являются конкретизацией норм о активный и пассивный подкуп за субъектом преступления. Конвенцией признаются наказуемыми и нормы, формулируют ответственность за самостоятельные преступления, связанные с коррупционными правонарушениями . В частности, ст 13 и 14 Конвенции квалифицируют отмывания доходов от преступлений, связанных с коррупцией, а также такие умышленные действия (бездействие), целью которых является совершение, сокрытие или искажение обстоятельств коррупционных преступлений. Несколько оригинальным для украинского законодательства смысл нормы, сформулированной в ст. 18 Конвенции, об ответственности юридических лиц в связи с совершением уголовных коррупционных преступлений. Вместе с тем в Конвенции указано, что ответственность юридического лица не исключает возможность уголовного преследования физических лиц, совершивших указанные выше преступления, принимали в них участие или подстрекали к их совершению. Процесс имплементации конвенционных норм в уголовное законодательство Украины не связан с особыми трудностями, так, в принципе, нормы Уголовного кодекса Украины охватывающими ответственность за основные коррупционные преступления (ст.368 — получение взятки, 369 — дача взятки, 364 — злоупотребление властью или служебным положением, 366 — служебный подлог и т.д.). Положения Конвенции об ответственности за отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, не требует внесений изменений в формулировку ст.209 Уголовного кодекса Украины об ответственности за легализацию («отмывание») денежных средств и другого имущества, добытых преступным путем, потому что таким образом их приобретения, как коррупционный, вполне охватывается формулировкой украинского законодательства о заведомо незаконный способ (путь) приобретение соответствующих средств или иного имущества. При этом в отечественном уголовном законодательстве учтены возможность наказания за коррупционные преступления должностного лица организаций и предприятий любой формы собственности, а также иностранцев. С целью выполнения требований Конвенции о введении института ответственности юридических лиц за правонарушения, связанные с коррупцией (ст.18 ), возможно, имеет смысл положительно решить этот вопрос. Ведь сегодня в большинстве случаев наказывается только лицо, получающее взятку (в любом виде), юридическое же лицо, в интересах которого действовал чиновник или должностное лицо негосударственной структуры, ответственности не несет. Относительно юридического лица возможно предусмотреть финансовую ответственность, что допускается Конвенцией. Это будет профилактическое воздействие на возможность коррупционного сговора служебной и юридического лица (его представителя). Более того, использование института уголовной ответственности юридического лица объективно требует работа по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем. Зарубежные и отечественные специалисты считают важными мерами по предупреждению и выявлению коррупции установление обязательного правила для государственных служащих о предоставлении всесторонней информации ( касается всех финансовых активов, обязательств и связей данного лица на период, когда она занимает государственную должность), периодической отчетности о доходах и деловые операции, информирование о получении доходов «со стороны», продажу и покупку определенного актива превышает определенную стоимость. Таким образом, речь идет об обеспечении строгого финансового контроля. Особое значение придается также изъятию средств и имущества, полученных в результате коррупции, чтобы устранить все экономические преимущества, приобретенные преступным путем. Главным достоянием государств является укоренение в сознании граждан недопустимости коррупционных действий как личных, так и со стороны других лиц. В результате сформирована традиционно негативное отношение общества к коррупционным проявлениям. Корни такого положения содержатся в исторических, правовых, моральных и этических нормах жизни европейских стран, а правовое поле не столько служит для наказания, сколько направлено на предотвращение и предупреждение подобных преступлений. Главными факторами этого является прозрачность общества государств Европы, всестороннее правовое регулирование практически всех сторон жизни, высокий статус, правовая и материальная защищенность гражданских служащих. Это и положено в основу системы борьбы с коррупцией. Определенное значение для предупреждения коррупции в обществе также имеют институты, специально созданные для контроля за деятельностью государственного аппарата и защиты прав человека в конкретных случаях. Таким образом, по международным стандартам коррупция — это комплекс именно уголовно-наказуемых правонарушений в сфере служебной деятельности.
В Украине под коррупцией понимается административное правонарушение, а наказание коррупционеров в административном порядке во многих случаях неадекватное вреду, которыми наносится. В Украине необходимо создать действенную систему противодействия коррупции. В ее основе должно быть осознание того, что антикоррупционная деятельность достигнет успеха лишь при условии комплексного подхода, осуществление ее государственными органами в тесном сотрудничестве с неправительственными организациями, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества. Борьба с коррупцией должна стать общенациональной задачей с четко определенными приоритетами и надлежащей координацией. Реализация указанного приблизит Украину к уровню развитых европейских стран и устранит препятствия для интеграции нашего государства в европейское сообщество. Кроме этого, имплементации норм Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции ООН против коррупции, его гармонизации с международными правовыми стандартами и в целом снижению уровня коррупции в Украине могла бы способствовать разработка и принятие антикоррупционного кодекса Украины как базового нормативно-правового акта, в котором целесообразно предусмотреть:
• внедрение правовых основ перехода от идеологии борьбы с коррупционными проявлениями к сосредоточению усилий по предотвращению и противодействию коррупции, устранения факторов, ее порождающих;
• определение правовых границ деятельности граждан, юридических лиц, органов государственной власти в сфере борьбы с коррупцией;
• в соответствии с международными стандартами установления четкого правового определения коррупции (прежде всего как уголовно наказуемого правонарушения) и субъектов коррупции, перечень коррупционных деяний;
• закрепление разделения коррупционных деяний на виды по степени общественной опасности: уголовные, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые;
• установление требований по борьбе с коррупцией не только в государственном секторе, но и в сфере частноправовых отношений;
• определение главных принципов координации деятельности государственных органов в сфере борьбы с коррупцией и возложение этих функций на Кабинет Министров Украины;
• определение механизмов устранения последствий коррупционных правонарушений. Приближению к европейским подходам в решении проблем борьбы с коррупцией способствовало бы принятие законов Украины: «О государственном управлении», «О центральных органах исполнительной власти», «Об урегулировании государственного и частного интереса в государственной службе», «О криминологической экспертизе нормативно-правовых актов», «О конкуренции», «О лоббистской деятельности», «О контроле над финансированием избирательных кампаний», «О финансировании политических партий и политических организаций «,» О защите от оказания давления на участников уголовных расследований «,» О борьбе с организованной преступностью «,» О профилактике правонарушений «,» О государственном контроле за декларированием и расходованием доходов лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, и членов их семей » , «О государственной экономической, финансовой и конкурентную разведку в правоохранительных органах», «Кодекса поведения и профессиональной этики государственных служащих» и т.д..

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены