Развитие коррупции. Сценарий 1 (пессимистический)

Коррупция в современных условиях стала фактором, который реально угрожает национальной безопасности и конституционному строю Украины.
Чрезвычайно высокий уровень коррупции в Украине признан не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но даже представителями высших органов исполнительной и законодательной власти. Это явление отрицательно влияет на все стороны общественной жизни: экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения.

Коррумпированные действия все больше вытесняют правовые и, что наиболее опасно, с аномалии превращаются фактически в норму поведения. Темпы, с которыми коррупция распространяется сегодня в стране, убедительно свидетельствует о несостоятельности остановить этот процесс.

Одним из главных факторов постоянной неудачи власти в борьбе с коррупцией является несовершенный механизм ее противодействия. По сути, данный механизм остался только в больших «планах» и «проектах», что является совершенно отдаленными от реальности. Это можно увидеть на примере.

Почти одновременно в Украине и России развернулись антикоррупционные кампании, похожие по внешним признакам, но подход к проблеме принципиально отличается. Так, в частности Комиссия по административной реформе правительства России утвердила «Примерную программу противодействия коррупции» в органах исполнительной власти. В рамках этой программы предлагается создать при органах исполнительной власти комиссии, которые будут следить за соблюдением требований к служебному поведению чиновников. Также предусмотрено создание «перечня должностей», наиболее вовлеченные в коррупцию. Прежде всего, в этот перечень попадают сферы госзакупок, госуслуг, госресурсов и другие. Согласно Программе чиновникам будет предложено перейти на срочные контракты, но с «компенсационным пакетом», представляющий собой частичную компенсацию из бюджета средств, которые чиновник потеряет, отказываясь от взятки. В кабинетах предлагается установить видеокамеры, а контракт с чиновниками будет предусматривать прослушивание телефона без санкции суда. Кроме этого, от чиновника будут требовать полного раскрытия информации о контактах по служебным вопросам. Прежде всего, с теоретической точки зрения меры достаточно обычные и полностью прогнозируемы. Вряд ли можно назвать такие шаги «новаторскими». Практически любой призыв к борьбе с коррупцией по всему миру предполагает «прозрачность» решений, принимаемых чиновником. Достаточно логично, что жажду «легких» денег можно предупредить только страхом с одной стороны и стабильным получением благ, пусть и не такого размера, с другой. С практической точки зрения «компенсационный пакет» должен быть достаточно солидный, ведь в последнее время наблюдается тотальное повышение цен и роковое обеднение среднего класса, что толкает людей все на более дерзкие действия и нарушения, поэтому получение незначительной компенсации — это заведомо тупиковый путь.
Теперь рассмотрим украинскую модель. Все попытки побороть коррупцию сводятся к интерпретации мысли о том, что победа над коррупцией возможна только после прихода к власти новой элиты. По сути, кроме лозунгов не предложено ни одного реального шага, ни одной программы, которая была приближена к реальности. Единственные инновации — это отмена депутатской неприкосновенности и создании антикоррупционного бюро. С другой стороны, после отмены депутатской неприкосновенности суды будут завалены коррупционными делами разного уровня, а судьи за несколько заседаний будут иметь возможность получить те же «коррупционные» деньги. Таким образом, политическая элита Украины не может или не желает признать, что нечестный чиновник является естественным элементом «украинской демократии», а коррупция на сегодня не имеет никакой политической окраски, и бороться с таким явлением можно только системным подходом с использованием конкретных методов.

Статистические показатели проблемы распространения коррупции в Украине. Данные отечественных исследователей. Украинский центр экономических и политических исследований им . Александра Разумкова, согласно результатам социологических опросов, население оценивает уровень коррупции в государстве как масштабное явление. Большинство опрошенных придерживаются такой точки зрения: «взятки берут, используя служебное положение, почти все» — так считают 12% опрошенных, «многие» — 49%, «некоторые» — 29%. Только 2% респондентов считают, что «почти никто в стране не берет взяток». В целом даже для реализации своих законных прав граждане Украины должны прибегать к коррупционным действиям, давать взятки.
По данным социологического опроса Центра Разумкова, 60,5% респондентов знают о случаях, когда давали взятки для принятия законного решения. 47,5% опрошенных знают о случаях взяточничества для принятия незаконного решения. По данным другого исследования, проведенного общественной организацией «Партнерство за прозрачное общество», 65% опрошенных считают, что «коррупция очень распространена в Украине», 27% ​​- «несколько распространена». Каждый третий (31%) гражданин в течение последнего года давал взятки. О масштабах коррупции свидетельствует и то, что по разным оценкам, до 6,5% от своих среднегодовых доходов предприниматели в Украине тратят на взятки должностным лицам.

Данные иностранных наблюдателей.
Эксперты Всемирного банка оценивают годовую сумму взяток в Украине на уровне двухмесячного торгового оборота страны. Согласно официальному пресс-релизу о состоянии коррупции в Украине, который был провозглашен 22 мая 2007 послом США в Украине В.Тейлором, более 50% граждан Украина считают, что коррупция — это приемлемый путь решения вопросов. Для примера приведем несколько основных результатов исследования:
67% граждан Украины, которые за последний год имели дело с государственными чиновниками, сообщают, что были прямо задействованы в тех или иных случаях коррупции, 26% сообщили, что в течение последнего года давали взятки;
∙ на вопрос , где именно они давали взятки, респонденты как наиболее коррумпированные учреждения высшие учебные мероприятия, медицинские учреждения, правоохранительные структуры, органы регулирования и проверок предпринимательской деятельности, на мнение подавляющего большинства граждан (77%), с 2004 г. уровень коррупции в Украине остался постоянным или увеличился.
Более двух третей считают, что власть на всех уровнях делает недостаточно усилий для борьбы с коррупцией;
∙ более половины граждан (52%) считают, что в большинстве случаев коррупция — это оправданный путь решения вопросов. Эта точка зрения более распространена среди младших возрастных групп, чем среди граждан старшего возраста. Среди положительных результатов в 2007 году по сравнению с 1998 годом, на 25% меньше украинского считают, что для достижения тех или иных целей необходимо применять коррупционные действия;
∙ чаще от коррумпированных чиновников страдают молодые, состоятельные и образованные граждане, хотя они являются потерпевшими, но часто сами с готовностью инициируют процесс дачи взятки. Треть граждан сегодня выражает готовность защитить свои права в общении с коррумпированными чиновниками. По данным опроса, уровень взяточничества в Украине является почти таким, как в соседних государствах (26%), но по сравнению с соседей, граждане Украины намного меньше верят в то, что власти свободу к эффективным действиям против коррупции;
∙ по мнению граждан, за последние 10 лет объемы коррупции в государственных органах стабильно и существенно росли. При этом фактические объемы взяточничества увеличились: в 1997 г. 19% опрошенных сообщали о том, что им пришлось платить взятки; в 2007 г. этот показатель составляет 26%. За последнее десятилетие существенно возросло взяточничество в таких сферах, как медицина , правоохранительная деятельность, жилищные услуги, таможня, судебная система, прокуратура и система образования. За тот же период, уплата взяток уменьшилось в таких областях, как налоговая служба, ГАИ и служба социального обеспечения. Анализ указанных отечественными и иностранными исследователями фактов позволяет сделать следующие выводы:
• коррупция в Украине воспринимается почти нормой, значительная часть населения видит в коррупционной системе определенные преимущества, а именно — система коррупции и взяточничества дают возможность оперативного преодоления административных барьеров, безнаказанного обхождения неэффективных норм, защиты от произвола органов государственного контроля и надзора;
• влияние коррупции на украинское общество и государство имеет комплексный характер;
• существование коррупции приводит к того, что в обществе функционируют фактически две социальные подсистемы — официальная и неофициальная: первая придерживается правовых и моральных норм, вторая — использует противоправные методы. Субъекты коррупции функционируют в неофициальном среде, где царит своя система ценностей, свои цели и методы их достижения;
• коррупция влияет на все сферы экономики Украины. Ее провоцирует массовая «тенизация» экономического сектора Украины, что в свою очередь, является экономическим основанием коррумпированных связей;
• коррупция в Украине влияет на формирование органов государственной власти, на выработку и реализацию государственной политики;
• коррупция и борьба с ней широко используется в практике политической деятельности в Украине. Понятно, что особенно актуальными эти темы становятся во время проведения выборов, как президентских, так и парламентских;
• коррупция негативно влияет на международный имидж Украины, препятствует, а иногда блокирует поступление иностранных инвестиций. Для объяснения вышеупомянутых факторов можно, конечно, сослаться на объект объективные трудности: ошибки в государственном строительстве, управленческие проблемы, незавершенность формирования новой политической системы, неразвитые институты гражданского общества, наследство командно-административной экономики и тоталитарного общественного строя. Однако, какими бы национальными особенностями не определялась природа коррупции как общественного явления, принципы противодействия ей в основном одинаковы во всех странах. Они предусматривают: • подконтрольность государственных чиновников, государственных институтов общественности и парламента;
• открытость и прозрачность принятия решений на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления ;
• свободу слова, свободу средств массовой информации и их реальной независимости;
• возможность общественного контроля за принятием важнейших экономических и политических решений;
• независимость судебной власти;
• сбалансированность ветвей власти. Если экстраполировать этот перечень на украинскую действительность, то можно сделать вывод, что ни один из названных принципов не функционирует полноценно, а состояние со свободой СМИ, независимостью судебной власти, подконтрольностью чиновников продолжает ухудшаться . Таким образом, сегодня в Украине для результативных действий по борьбе с коррупцией не имеет достаточного желания как со стороны общественности, так особенно с стороны государства.    нас находят по запросам:

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены