Проблемы низовой коррупции

Коррупция «низовая» (мелкого чиновничества), то есть госслужащих, которые непосредственно проводят работу по подготовке управленческих решений, выводов, готовят или выдают соответствующие разрешения, другие документы, осуществляют контрольные действия, расследования дел, непосредственно привлечены к правовой ответственности (уровень районов, городов, районов в городах). Этот уровень коррупции заслуживает особого внимания. Если другие уровни коррупции, так сказать, относительно «отдаленные» от рядового гражданина, то есть граждане о фактах коррупции в указанных сферах узнают преимущественно из СМИ, сплетен, то с представителями этого уровня коррупции люди сталкиваются непосредственно и довольно часто. Средства, которые граждане тратят при решении дел, здесь сравнительно небольшие, но количество коррупционных отношений делает вреде коррупции этого вида не намного меньше. Ее опасность состоит в том, что именно благодаря коррупционным действиям мелких чиновников у граждан формируется негативное представление о работе государственного аппарата и о власти вообще. Особенность этой коррупции заключается еще и в том, что подношения «мелким» управленцам воспринимаются рядовыми гражданами как что-то обычное, как компенсация за хлопоты, которые чиновнику принес проситель или нарушитель (например, водитель), как небольшое дополнение к той незначительной зарплате, которую выделяет государство для «мелкого» служащего.

Проблема разоблачения фактов коррупции опирается и на то, что, столкнувшись с вымогательством со стороны государственного служащего, лицо встает перед выбором: либо дать взятку (нарушить закон и попасть под риск разоблачения), либо обжаловать действия коррупционера в вышестоящую инстанцию или правоохранительный орган. Решение зависит от затратности процедуры обжалования и насколько гражданин осведомлен в обязанностях государственного служащего и своих правах. Наша же крайне затрудненная разрешительно-лицензионная система просто провоцирует на возникновения коррупционных правоотношений, поскольку легальный путь настолько затратный, длительный, что человеку легче переплатить, чем иметь «головную боль», соблюдая все правила.

Ситуация осложняется и тем, что иногда самые высшие чиновники не заинтересованы в борьбе с правонарушителями, поскольку им легче и проще работать с коррумпированными, морально деградирующими чиновниками без моральных принципов, претензий, собственного достоинства и с неограниченной подчиненностью. Согласно закону бихевиоризма человек перенимает правила поведения коллектива, в который он попал. Следовательно, если внутриведомственная культура такова, что в отношении коррупции царствует атмосфера безответственности при решении служебных вопросов, поддержки, отсутствия гласности при оценке действий сотрудников, то новые члены коллектива воспримут такое поведение как нормальное и последуют ему. На этом уровне наиболее представлен и такой вид коррупции, как «кумовство».

Примером, понятным каждому предпринимателю, может являться ситуация, когда нужно офис с отдельным входом купить, соблюдая все пункты федерального и местного законодательства, не прибегая к «услугам» посредников.

Итак, из приведенного можно сделать определенные выводы: мелкая управленческая (низовая) коррупция имеет свою количественную и качественную характеристику (признаки).

Наиболее «коррупционно-опасны» сферы мелкой коррупции:

    — таможенная сфера (мелкие нарушения правил таможенного режима, мелкая контрабанда и т.д.);

    — разрешительно-лицензионная система;

    — сфера мелкого предпринимательства;

    — контрольно-надзорная деятельность;

    — правоохранительная деятельность;

    — бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание населения;

    — сфера образования и дошкольного воспитания;

    — система здравоохранения.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены