Проблемы антикоррупционной политики

Коррупция в РФ достигла масштабов, при которых рушится экономика и право, а в обществе нарастает депрессия и чувство общественной несправедливости, предупреждает Общественная палата РФ. Доклад с негативной оценкой антикоррупционной политики государства планируется представить президенту в дек..

В четверг Общественная палата (ОП) РФ обнародовала проект доклада «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики». В докладе отмечаются некоторые достижения и большое количество недостатков антикоррупционой политики в РФ.

В 1990-х гг. коррупция в РФ была «классической»: инициаторами коррупционных отношений выступали, обычно, предприниматели или граждане, а выгоду получали обе стороны: бизнес пользовался незаконными преимуществами или уходил от наказания, а бюрократ приобретал иные или материальные выгоды для себя и близких, сказано в проекте доклада.

С годами коррупция стала системной, а «предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и коммерсантов».

«Это стало сопровождаться частыми случаями эксплуатации властных полномочий для фабрикации уголовных дел с целью активного наступления на права граждан и бизнеса и в первую очередь на права собственности», — описывают ситуацию авторы доклада. Коррупция в своих нынешних масштабах разрушает экономику, снижает действенность законов и ведет к расслоению общества, так как общественные блага получают узкие группы лиц, создает разрыв м/у декларируемыми и существующими ценностями, формируя двойные стандарты поведения у граждан.

«Это разрушает принцип общественной справедливости, повышает напряженность и порождает депрессивные настроения в обществе», — сказано в документе.

В ежегодном исследовании Transparency International (ТI) «Индекс восприятия взяточничества» РФ за последний г. спустилась со 143-го на 154-е место из 178 стран с индексом в 2,1 балла. Та же TI в 2010 г. отмечала, что, невзирая на все антикоррупционные меры, уровень взяточничества в последние 3 г. рос — так думают более 47 процентов граждан России, практически 30 процентов респондентов заявили, что уровень взяточничества повысился серьезно (исследование «Барометр мировой взяточничества-2010»). Такую же оценку взяточничества в РФ дал Всемирный экономический форум, говорят авторы доклада.

Тенденцию к росту взяточничества подтверждают и результаты опроса самой Социальной палаты: 60 процентов посетителей интернет-портала ОП, 43 процента участников мероприятий ОП и членов региональных социальных палат говорят о росте взяточничества на всех уровнях власти — федеральном, региональном и городском.

Хуже всего оценивается ситуация в сфере ЖКХ. На «горячей линии» ОП лидерами по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы — полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют из сообщений, собранных ОП за все годы собственного существования.

Так же критически граждане оценивают меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным института социологии РАН (за июль 2011 г.), 86 процентов граждан России думают, что антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией думают лишь 2 процента граждан России (по данным Левада-центра). В честность чиновничьих деклараций о доходах верует лишь 1 процент граждан.

На этом фоне начиная с 2008 г. в обществе создаются 2 важные тенденции: резкий рост обеспокоенности размахом взяточничества посреди благополучных слоев населения — среднего класса и высокий уровень неприятия взяточничества из молодежи(до 25 лет), отмечают авторы доклада.

С 2008 г., когда президентом стал Медведев, в РФ было принято большое число законов, направленных на борьбу с коррупцией, интегрирована антикоррупционная экспертиза нормативных актов, а госслужащих обязали декларировать доходы, напоминает доклад.

Общественники отмечают успехи в борьбе с коррупцией в отдельных сферах: в том числе, в сфере госзакупок, в сфере предоставления отдельных госуслуг и т. д. При этом до 70 процентов всех нормативных предписаний в сфере противодействия взяточничества в существенной степени посвящены одним и тем же вопросам, регулируют использование одних и тех же антикоррупционных средств, отмечают авторы доклада. То есть, каждому федеральному органу было поручено разработать собственные планы, порядки и положения, а гарантий выполнения таких нормативов не появилось: с каждым новым нормативным правовым актом усилия по реализации раньше принятых правовых актов ослабевают, так как ответственных за реализацию нормативов в госорганах не прибавляется.

Анализируя роль органов правопорядка в борьбе с коррупцией, докладчики отмечают, что они «перестают восприниматься как органы, которые обеспечивают законность и правопорядок в части противодействия взяточничества».

Граждане боятся сообщать в правоохранительные органы о взяточничества (количество желающих в 2010 г. — 31 процент, в 2011-м — 22%). Люди предпочитают жаловаться президенту (рост с 3 процента в 2010 г. до 11 процентов в 2011-м).

Меры борьбы с коррупцией в судах авторы доклада думают «не адекватными» уровню взяточничества в этой сфере, так как они направлены лишь на увеличение прозрачности системы и повышение денежного содержания судей.

Опрошенные докладчиками граждане, правозащитники и специалисты думают, что судебная система не способна к самоочищению, так как сохраняет формальную суверенитет «в условиях масштабной взяточничества и дефектов госуправления». Права председателей судов в отношении судей чрезмерно широки «за счет неформальных рычагов воздействия». На местном уровне широко распространены неформальные связи судей и органов правопорядка, «вороные адвокаты» (родственники и близкие судей, специализирующиеся на улаживании дел за вознаграждение).

Невыполнение или формальное исполнение Россией международных рекомендаций по борьбе с коррупцией в судах отмечают и специалисты ГРЕКО (группы стран против взяточничества).

В т.ч., не до окончания реализованы рекомендации по набору, продвижению по службе и осуществлению судебных функций, отмечают международные специалисты, влияние исполнительной власти на судей уменьшено, однако не исключено. Круг лиц, имеющих судебный иммунитет, остается существенным. Не сделаны административные суды, без которых процедура жалобы в органах, привлекающих к ответственности, признается недостаточной и неразвитой, отмечается в докладе.

Полномочия председателей судов обязаны быть сокращены до технических, они не обязаны контролировать принятые решения и распределять дела м/у судьями, думают авторы доклада ОП. Более того, предлагается расширить возможности прессы и телевидения в освещении и возможности критиковать суды.

Докладчики тоже отмечают диспропорцию в отношении судов к чиновникам и остальным гражданам: госслужащих лишают свободы в одном случае на каждые 25 фактов зарегистрированных случаев коррупции, а частота использования судами нормы о лишении осужденных права занимать определенные должности в случае с чиновниками в 2007-2010 гг. составляла менее 1 процент. При этом обычного гражданина могут арестовать на 15 дней за неуплату штрафа, а коммерсантов от арестов не спасают даже президентские поправки в УПК, где аресты по экономическим делам записаны прямо.

В ряде секторов общественной сферы уровень взяточничества в последние несколько лет удалось снизить, свидетельствуют результаты опросов. По видимости, из-за сокращения срока службы в армии в два раза сократилось количество желающих дать взятку работникам военкоматов (с 63 процента до 33%), отмечают авторы доклада.

Самыми коррумпированными называются ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь.

Предоставление и тарифообразование услуг в сфере ЖКХ остаются совершенно непрозрачными, нужно из доклада ОП, врачи получают плату от фармакологических фирм за то, что рекомендуют определенные медикаменты, а максимальная коррупция в сфере предоставления высокотехнологичной медпомощи и закупки высокотехнологичного оснащения. Сфере образования взятки платит любой 5-й россиянин, сказано в докладе ОП.

Антикоррупционные меры обязаны использоваться максимально интенсивно в тех сферах, где коррупционные риски максимально высоки, рекомендуют докладчики.

Главными проблемами антикоррупционной политики, препятствующими достижению результата, докладчики думают недостаточность принятых мер, ограничение антикоррупционных мер борьбой со взяточничеством, отсутствие принципа неотвратимости наказания и нормативной базы развития общественного контроля.

Итоговый вариант доклада ОП собирается представить общественности и президенту в дек., сообщила информационная служба ОП.

Целью доклада было «отразить позицию гражданского общества, оценить реализуемые меры борьбы с коррупцией и осмыслить, по какой причине то, что делается, не дает того результата, на который все мы рассчитывали», поясняет президент Межрегионального общественного фонда «деловая перспектива», ответственный секретарь служебной группы по подготовке доклада ОП Дина Крылова.

Авторы доклада проанализировали большое количество источников, как российских, так и международных, свидетельствующих о масштабах взяточничества и действенности антикоррупционных мер в РФ, рассказала эксперт. Жесткость доклада собеседница «Газеты.Ru» объясняет его честностью: «К несчастью, в докладе нет ничего подобного, что бы уже не озвучивалось. Мы просто постарались собрать все источники воедино, сопоставить данные и сделать выводы».    нас находят по запросам:

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены