Выбрать страницу

Эта проблема является самой острой в госзаказе на текущий момент.

Администрация поселения «Первомайское», что раскинула свои владения на юге Москвы, выставила штраф компании «СтройИнвест» на сумму 6 миллионов рублей, при всей сумме контракта в полтора миллиона. Администрация поселения не заплатила исполнителю за 5 месяцев его работы по уборке парковочных карманов. Сейчас госзаказчик проиграл суд и апелляцию, а глава поселения уже 4 месяца сидит на больничном, после визита надзорных органов.
Самый распространенный случай беспредела, со стороны госзаказчика, — это не оплата положенных по контракту денег, а вот поводов к такому жесткому поведению может быть великое множество.
В упомянутом случае поступок госзаказчика, по мнению СтройИнвеста, был наказанием подрядчику за попытки, иногда удачные, лезть без спроса в аукцион этого заказчика. В среднем после таких судов спустя год подрядчики забирают у госзаказчика на 20% больше, чем сумма долга через пени и штрафы, которые присуждает суд. Можно, конечно, и быстрее забирать свои деньги, но лучше с учетом апелляции, сразу готовиться к борьбе на длинную дистанцию.
Большинство подобных судов госзаказчики с треском проигрывают, но не знание заказчиком судебной практики, чувство его собственной значимости и, нередко, беззубость самого победителя аукциона заводят ситуацию очень далеко. В результате либо подрядчик получает серьезную моральную травму и широкую финансовую дыру, либо находится такой импульсивный исполнитель как директор вышеупомянутой компании СтройИнвест, который наезжает на госзаказчиков в судах или иными способами, после чего у чиновника, в лучшем случае, тормозится карьера.
Участники тендеров, которые в той или иной степени участвуют в тендерах без административного ресурса примерно d 10 % сталкиваются с беспределом со стороны госзаказчика, который удается урегулировать только в суде. Если вопрос все же удается решить в досудебном порядке, то такую ситуацию нельзя считать беспределом даже, если она спровоцирована явно не законными действиями госзаказчика. Иначе беспределом придется считать 80% аукционов, выигранных на общих началах.
Есть случаи, когда поставщикам выплатили все полностью спустя год. Но есть поставщики всевозможных товаров, которые свидетельствуют о том, что заказчики отказываются от их оплаты. Сама по себе, цифра 10% не такая уж и маленькая. Потому что подобный случай отнимает львиную долю времени у бизнеса, вынуждая его заниматься бестолковой возней вместо поиска новых точек роста в своей нише.
Элемент наказания участника за выигранный свой аукцион лейтмотивом проходит через все конфликты между заказчиком и участником. Случаи не оплаты денег своему подрядчику крайне редки, даже если тот был вынужден снижаться в торгах.
Однако есть и другие причины некорректного поведения госзаказчика. Например, подрядчик подвергся в некоторой степени шантажу со стороны должностных лиц за то, что не согласился с претензией госзаказчика из-за ненадлежащего, по его мнению, выполнения работ. Заказчик заявил, что либо участник соглашается с претензией, либо они встретятся в ФАСе по вопросу внесения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. А про заработанные деньги участник может забыть. В ФАСе они действительно встречаются, правда, по инициативе не госзаказчика, а подрядчика и на регулярной основе.
Предпринимателям следует иметь в виду, что согласие с претензией госзаказчика автоматически означает согласие со штрафами, которые он потом выставит. Предметом шантажа является не согласие с претензией госзаказчика, а согласие со штрафами и пенями.
Предметом шантажа могут быть взятки. Не дашь взятку – я тебе не заплачу. Такие прямолинейные динозавры встречаются очень редко. Обычно заказчик как бы сидит в ожидании, что подрядчик сам подойдет к нему и что- то предложит для ускорения оплаты. При этом участники делают подобное предложение аккуратно, и тактично, иначе рискуют услышать в ответ, что это предложение не принимается.
Какие есть способы быстрого получения денег от госзаказчика, если с его стороны идет откровенный беспредел. Быстрых способов просто не существует. Бесполезно апеллировать прокуратуре, для нее проблема подрядчика обычный хозяйственный спор. Бесполезно апеллировать вышестоящей инстанции госзаказчика, которой либо все равно, либо поведение госзаказчика как раз и продиктовано инструкциями, полученными от вышестоящего органа. Такое, например, происходит с директорами школ, которым департамент образования грозит увольнениями, если они не будут штрафовать исполнителей контрактов. Доставать госзаказчика всевозможными проверками надзорных органов вроде ФАСа, Роспотребнадзора и других можно, но по времени выйдет не быстрее судебных разбирательств, при этом результат не гарантирован. Затевать подобную осаду госзаказчика можно только для морального удовлетворения.
Эффективнее решать проблемы заранее, за столом переговоров, показывать заказчику выигранные судебные дела и разъяснять свою позицию. Как правило, чем дольше диалог с заказчиком, тем больше вероятность решения спора. Если госзаказчик отказывается от переговоров, то можно начинать надавливать на него выставлением претензий и штрафов. Если ничего не помогает, следует обращаться в суд, который подрядчик, скорее всего, выиграет. Довольно легко приводить заказчика в чувство, если проводить переговоры с ним под видеозапись.