Рубрики
Новости

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2011 № 223-ФЗ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2011 № 223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

 

ОГРАНИЧЕНИЯ И БАРЬЕРЫ
(действующие или возможные)

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО УСТРАНЕНИЮ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОРАБОТКЕ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ

Установление порядка проведения закупок по усмотрению организатора закупок Закон о закупках носит во многом декларативный характер и порядок проведения закупок делегирует непосредственно организатору закупок, который не заинтересован в системе контроля за закупками. Например, согласно п. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, что дает возможность устанавливать фактически любые способы закупок и барьеры для участников закупок, которые никак не ограничены Законом. Ввести правила осуществления закупок, прописать более детально принципы и ограничения. Возможно ввести типовое положение о закупках.

Предлагается включить как мероприятие в блок «Правила игры». Желательно внести больше конкретики в предложение (к примеру, предложить разработать типовое положение о закупках на базе лучшей практики (ФСК?) и включить его в 223).

Предварительный отбор (устанавливается организатором закупок в своих Положениях) Организатор торгов вправе проводить предварительный отбор участников процедур закупки формально «в целях выявления их соответствия требованиям к участникам, установленным организатором закупок». Фактически данный инструмент направлен на создание дополнительного барьера для нежелательных участников закупок посредством установления дополнительных требований к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Не регулируется законодательством, что дает возможность организатору закупок манипулировать данным инструментом безгранично. Устанавливается в случаях и в форме по желанию организатора закупок во внутренних актах, в т.ч. в положениях о закупках. Описать в Законе о закупках данный инструмент и указать в каких конкретно случаях он может быть применен либо исключить его применение (подобные инструменты) организаторами закупок в своей деятельности. Предлагается не учитывать, так как предквалификация необходима для закупщиков (и РЖД и ФСК это подтвердили)
Крупные (капиталоемкие) лоты Организатором закупок часто объединяются в один лот разные товары и услуги. Введение прямого запрета в Законе о закупках на объединения в лоты технологически несвязанной продукции и искусственного укрупнения лотов и объединения их в одну закупку

Пункт включен в дорожную карту.

Отсутствие обязанности по разъяснению правил проведения процедур закупок Не смотря на обязанность организатора закупок открыто информировать о правилах проведения закупок, у организатора закупок нет обязанности разъяснять сами правила, в особенности это касается расплывчатых и неточных формулировок. Не установлен срок рассмотрения, а если установлен, то фактически делает такой запрос бесполезным, например, в Положении о закупках ОАО «ГАЗПРОМ» такой срок установлен как «не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе», что ставит заявителя в узкие рамки. Ввести в Закон о закупках норму обязывающее организатора закупок давать разъяснения заявителю в 3-5 дневный срок.

Предлагается включить как мероприятие в блок «Правила игры».

Конкурентные переговоры (устанавливается организатором закупок в своих Положениях) Закон о закупках предоставляет возможность организатору закупок самостоятельно определять случаи применения такого способа закупки как «Конкурентные переговоры» и выбрать поставщика по результатам проведения переговоров, которые носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению третьим лицам. Такой способ закупки не обеспечивает прозрачности процесса закупки. Описать в Законе о закупках конкретные случаи, когда организатор закупок имеет право провести конкурентные переговоры и механизм их проведения  с целью обеспечения прозрачности процесса закупки, понимания критериев выбора поставщика, обеспечения принципа информационной открытости закупки, а также предотвращения злоупотреблений. Предлагается включить как мероприятие в блок «Правила игры».
Закрытые закупки, закупки в закрытой форме (устанавливается организатором закупок в своих Положениях) Закон о закупках предоставляет возможность организатору закупок самостоятельно определять случаи проведения закупок в закрытой форме, а также лиц, приглашаемых к участию в закупке, что приводит к ограничению доступа поставщиков к участию в закрытой покупке. Установить в Законе о закупках закрытый перечень случаев проведения закрытых закупок, механизм их проведения, а также информационную открытость результатов проведения закрытых закупок либо исключить такой способ закупок

Необходимо обеспечить прозрачность критериев отбора поставщиков для участия в закрытой закупке.

Предлагается включить как мероприятие в блок «Правила игры».
Закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (устанавливается организатором закупок в своих Положениях) Способ размещения заказа, при котором организатор закупки предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Данный способ использует, например, ОАО «АК Транснефть». Случаи допустимости использования этого способа закупки определены по усмотрению организатора закупки и не всегда обоснованно (например: закупка у дочерних и зависимых обществ организатора закупки). Определить в Законе о закупках перечень случаев, когда использование этого способа закупки безусловно необходимо.

 

Предлагается включить как мероприятие в блок «Правила игры».
Требования, предъявляемые к участнику закупки. Закон о закупках позволяет организатору закупок устанавливать неограниченное количество требований к участнику закупки. Например, Положение о закупках ОАО «Роснефтегаз» предусматривают установление таких требований к участникам закупок как наличие соответствующих финансовых ресурсов, положительной деловой репутации, наличие опыта поставок аналогичных товаров за последние несколько лет. Перечень в положении остается открытым, что фактически позволяет предусмотреть любые дополнительные требования к участникам при проведении конкретной закупки. Законодательно установить общие требования к участникам закупок, обеспечивающие равноправие, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений всех участников закупочной деятельности. Логика предложения понятна, однако, на практике введение единых требований к участникам закупки не представляется возможным.
Отсутствие критериев оценки заявок. Закон о закупках не предусматривает каких-либо критериев оценки заявок участников. Установить в Законе о закупках основные критерии оценки заявок или определить критерии, которые не могут быть использованы для оценки заявок. Сложно реализуемый пункт, критерии оценки не могут быть одинаковыми, как следствие, не может быть унифицированной функции выбора поставщика.
Введение требований к участникам закупок о предоставлении финансового обеспечения участия в закупках.

 

Организатор закупки самостоятельно определяет форму и размер обеспечения участия в процедуре закупки, что является существенным барьером для среднего и малого бизнеса. При этом, обеспечение может быть потребовано наравне к технически сложным и стратегически важным проектам, так и к закупкам технически несложным и не срочным.  Например, согласно Положению о закупках ОАО «АК Транснефть» непредставление обеспечения участия в конкурсе является основанием для отклонения от дальнейшего рассмотрения заявки участника закупки.

При отсутствии формальных оснований для применения этого ограничения, возможно его произвольное использование, что влечет необоснованное ограничение возможностей участников закупочной процедуры.

Определить в Законе о закупках перечень случаев, когда использование этого ограничения безусловно необходимо.

 

Как альтернатива – введение специального кредитования под предоставление подобного обеспечения. Необходимо доработать перечень мер.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг у дочерних и зависимых обществ организатора закупки. В настоящее время сложилась практика, когда дочерние и зависимые общества имея изначально конкурентные преимущества перед другими участниками закупок (доверие организатора закупок, финансовое положение, возможность предоставить гарантии как участника группы и т.п.) и имея личную заинтересованность менеджмента обеих сторон, выступают в качестве посредников между организатором закупки и реальным производителем (исполнителем), что не только ведет к удорожанию закупки, но создает барьеры для честной конкуренции, поскольку отбор поставщиков осуществляется на уровне посредника бесконтрольно. Установить в Законе о закупках ограничения на закупку товаров, работ, услуг у дочерних и зависимых обществ организатора закупки, в случае если такие общества не являются непосредственными производителями товаров, работ, услуг. Дочерняя структура в данном случае выступает в роли интегратора. На каком основании отказывать ей в существовании? Кроме того, подобная структура может быть легко преобразована в неаффилированную компанию.

Добавить комментарий