Рубрики
Политика

Понятие политической коррупции

На основании выяснения сущности политической коррупции, которую представляют властные злоупотребления в процессе получения и осуществления публичной власти, а также субъектов, целей и сфер ее распространения можно дать общее определении политической коррупции.
Политическая коррупция — это должностные злоупотребления субъектов, наделенных политической властью (политических и государственных деятелей, публичных служащих высшего уровня), направленные на достижение политических целей (удержания и укрепления власти, расширение властных полномочий) и/или с целью обогащения.

Следует отметить, что определение политической коррупции имеет смысл только с точки зрения понимания ее как особого социально-политического явления, выяснение причин и условий, способствующих ее распространению, а также проявления общесоциальных и специальны криминологических мер противодействия и предупреждения.

Вместе с тем, такое определение не является важным с правовой точки зрения, а именно — для установления юридических оснований ответственности политических коррупционеров. Ведь основания юридической ответственности за коррупцию являются одинаковыми для всех субъектов — наличие в их действиях состава соответствующего коррупционного правонарушениях (получение взятки, превышение власти, хищение чужого имущества с использованием служебного положения, незаконное содействие предпринимательской деятельности, противоправное вмешательство в деятельность других должностных лиц или органов, нарушения присяги и т.д.), которое, в зависимости от характера такого поручения, влечет уголовную, административную, конституционно-правовую, дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

Другими словами — для привлечения политических коррупционеров к юридической ответственности не нужны какие-то особые или дополнительные правовые вопросы. В подавляющем большинстве случаев для них не предусматривается также особого порядка привлечения к такой ответственности — исключение составляют только лица, имеющие определенный иммунитет от криминальной или административной ответственности (в частности, Президент, народные депутаты, мэры).
То, что политические коррупционеры, как правило, избегают юридической ответственности, объясняется одним — их официальным статусом, реальным политическим, властным и финансовым влиянием, которые в условиях отсутствия правового государства и развитого демократического общества нейтрализуют деятельность правоохранительных органов, суда, относительно субъектов политической коррупции.

Более того, при таких условиях политические коррупционеры могут использовать правоохранительные органы и суды в своих противоправных целях (в т.ч. в политической борьбе за власть) и расправляться с теми стражами порядка, которые выявляют и расследуют их коррупционные деяния.
Можно сказать, что политическая коррупция завершает коррупционную властную пирамиду. В отличие от т.н. «мелкой» коррупции, присущей низкому уровню публичной службы, на котором решаются незначительные общественные вопросы, политическая коррупция является характерной для деятельности влиятельных политических и государственных субъектов, формирующих государственную политику на уровне законов и других нормативно-правовых актов и определяют направления и способы ее реализации.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что политическая коррупция является определяющим фактором коррупционных процессов в государстве в целом, поскольку она присуща субъектам, которые формируют фундаментальный для всей государственной деятельности фактор — политическую волю, то степень пораженности таких субъектов коррупцией определяет сущность и содержание государственной политики во всех общественных сферах, в т.ч. и в сфере противодействия коррупции.

Нынешнее состояние дел в стране, главные тенденции и перспективы политического, экономического и общественного развития, результаты (а точнее — их отсутствием) противодействия коррупции дают основания также для вывода о чрезвычайно высоком, критическом уровень коррумпированности субъектов, олицетворяющих политическую (государственную) власть в России.

3 ответа к “Понятие политической коррупции”

[…] Политическая коррупция является “проблемой номер один” для развития страны. Она уже давно (примерно с середины 1990-х годов) приобрела определяющее влияние на все ключевые процессы – экономические, политические, социальные, правовые. Все главные проблемы, существующие сегодня в Украине, имеют преимущественно коррупционное происхождение. Уже мало у кого вызывает сомнение тот факт, что политика в Украине формируется и осуществляется, исходя прежде всего из личных интересов главных субъектов политической деятельности – главы государства, руководителей высших органов государственной власти и политических партий, депутатов, реальных “владельцев” политических структур (партий, фракций). Таким образом, уже в своей основе она содержит коррупционную составляющую, которая все больше характеризует отечественную политику. Неспособность найти политический компромисс или политическое решение насущной общественной проблемы, постоянные политические предательства, перманентные “кидки” политических партнеров, политическое преследование оппонентов с использованием карательных органов, “сдача” национальных интересов в стратегических сферах (в частности, энергетических), принятие откровенно лоббистских государственных решений, применения в политической деятельности такого способа достижения цели, как подкуп – все это свидетельствует, что в основе деятельности носителей политической власти лежат намерения получить личную выгоду (материальную или политическую, которая затем также конвертируется в материальную). […]

[…] Политическая коррупция вошла в отечественную политическую действительность так широко и глубоко, что главенствующим представителям нынешнего политикума, даже при желании (которого не наблюдается), крайне сложно выпутаться из сетей политической коррупции, сделав свою политическую деятельность честной и законной. […]

Добавить комментарий