Отмена техталонов на Украине — дешевый популизм или реальная забота о водителях?

Техталоны есть — начальника нет, начальник есть — техталонов нет, или чего стоит пройти техосмотр на Украине без посредников …

«В большинстве случаев (по оценкам экспертов, около 90 процентов) владельцы транспортных средств получают талон о прохождении техосмотра без осуществления проверки, покупая медицинские справки и талоны с помощью отлаженных коррупционных схем. По оценкам экспертов, ежегодно объем таких неофициальных коррупционных платежей составляет около миллиарда гривен ».

Украина техталон 2011Это не водительские разговоры, а официальное заявление с Банковой, которую озвучила советник президента Елена Лукаш (афишируя президентский законопроект об отмене государственного техосмотра для легковых авто, которые не используются в коммерческих целях). Но пока в Верховной Раде тянут резину, не спеша облегчить жизнь автомобилистам уже сегодня (законопроект приняли только в первом чтении), техосмотр остается большим коррупционным корытом. Кто и как кормится с него, знают и те 90 процентов водителей, которые покупают техталон, и остальные 10 процентов, которые пытаются получить его без посредников. Чего стоит пройти техосмотр по-честному, герой нашей истории знает не понаслышке. Сэкономив на взятках, вымотал столько нервов и потратил столько времени, что мало не покажется. Да и без «подаяния» не обошлось …

Одна история из жизни
«Машина у меня не новая, но в нормальном состоянии. Вот и подумал, что смогу спокойно пройти техосмотр», — рассказывает Андрей. Загнал авто на сервис, заплатил 80 гривен и после осмотра автомобиля получил вывод: нужно заменить амортизаторы и отрегулировать наклон фар. Ремонт занял несколько часов, и уже на следующий день на руках у водителя был заверенный протокол осмотра авто.

Дальше дороги вели в Жовковский ГАИ (по месту «прописки» авто). Поскольку приближался конец рабочего дня, водитель успел только взять в инспекции «шпаргалку» со счетами для оплаты стоимости пластикового техталона и услуг ГАИ (вместе — около 140 гривен).

День третий. Технический «экзамен» в ГАИ составил: аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, буксировочный трос есть, «ручник» исправен, номера агрегатов совпадают, осветительная система работает … Но до полного комплекта не хватило справки о сверки газобаллонного оборудования.

— Какая сверка, если еще и месяца не прошло, как езжу на газе? — Удивился водитель. — Оборудование устанавливали на фирме, новое. Вот документы, гарантийный талон.

— Должна быть справка, — настаивал гаишник.

За справкой пришлось снова ехать во Львов (адрес указали в ГАИ). То, что называется сверкой газобаллонного оборудования, происходило … без сверок. Взяли сервисную книжку, переписали из нее все данные в так называемую справку, выставили счет на 150 гривен, и — до свидания.

День четвертый. Все документы собраны, осталось получить техталон. Но и на этот раз он оказался недосягаемым. Талоны, мол, у начальника в сейфе, а начальника нет. На вопрос, когда будет, заверили: «В течении часа». Но прошло уже больше часа, а начальник так и не появился.

— Ребята, мне на работу надо. Дождусь я сегодня начальника или нет?

— А мы откуда знаем? Он нам не докладывает. Приезжайте завтра.

День пятый.

— Должен был ехать по работе в Черновцы, устанавливать винтовые сваи. И куда же без техталона — штрафов по дороге не оберешься? — Рассказывает Андрей. — Был в ГАИ уже в девять утра. Говорю: пришел за талоном. А мне: «Какой талон, талонов нет?»

— Как нет? Вчера говорили, что надо только начальника дождаться, потому талоны у него в сейфе. А сегодня утром уже нет? Что — ночью все кончились? То я не видел, чтобы передо мной вы кому техталоны выдавали.

— А что вы удивляетесь? Может одна фирма обратиться, в которой 15 машин …

«Может, и для меня один «лишний» техталон наконец нашелся бы, если бы … Но я столько выстрадал, и теперь после всего сдаться?» — Говорит водитель. «За спасибо ему удалось проштамповать в ГАИ протокол осмотра авто на техстанции. Рядом со штампом от руки приписали: «Техосмотр пройден (дата. — И.П.). Талоны отсутствуют в … (дата. — И.П.) ».

ГаишникиСрок годности «заменителя» техталона истек через три недели. Очередной визит в ГАИ, и — очередные сюрпризы.

— Даю документы — пришел, мол, забрать талон. Когда же начали заново пересматривать протокол, справки, квитанции, не выдержал. «Вы что — издеваетесь? — Говорю. — Все же проверяли. Вот стоит ваш штамп, что техосмотр пройден ».

— А теперь я буду проверять, — ехидно выпалил человек в погонах. — Машина ваша где? Надо ее осмотреть.

«Это действительно выглядело как издевательство, — рассказывает Андрей. — Все — по новой: «откройте капот», «аптечка есть?», «Огнетушитель есть?» … Когда дошло до «ручника», вообще цирк устроили. «Смотрите — машина на «ручнике» катится. Как же вы техосмотр прошли? »- Ошарашил меня гаишник. Поняв, в чем дело, я сел в авто, затянул «ручник» сам и, выйдя из машины, демонстративно подтолкнул ее сзади. «Стоит как вкопанная, — говорю. — Вы же «ручник» до конца не затянули ». «Ну, может, может …, — дал заднюю проверяющий. — Идем, теперь в базе вас проверим ».

— Да у вас штраф неоплаченный! — Оживился гаишник, оторвавшись от компьютера. — 110 гривен.

— Я все оплатил. Имею квитанцию, — оправился водитель. — И какие 110 гривен, если штраф выписали за непристегнутый ремень безопасности, — 55 гривен?

— Значит, уже подали в исполнительную службу и начислили за неуплату … Поезжайте во Львов — там разбирайтесь. Они внесли в базу данных, пусть они и снимают.

Во Львовской ГАИ выяснилось, что к чему. Штраф не сняли, потому что, оплатив его, водитель не занес в ГАИ копию квитанции. «Сказали оставить копию. Оставил. Объяснил ситуацию (что еду завтра по техталон в Жовкву) и попросил, чтобы штраф сняли быстрее, чтобы мне снова не пришлось туда-сюда «кататься», — говорит господин Андрей. — Заверили, что снимут. Но когда на следующий день приехал в Жовковский ГАИ, выяснилось, что информация о штрафе все еще «висела» в базе данных. Значит, надо было снова мотать километры во Львов и обратно. Выслушав, что я думаю по этому поводу, гаишник решил поставить меня на верный путь.«А вы, говорит, у квитанции еще что положили? Нет? Ну, тогда штраф могут снять и завтра, и послезавтра … Такая система, никуда от нее не денешься ».

После теоретического курса об общении с «такой системой» настал черед практического занятия.

— Ну что я могу сделать? — Посочувствовал гаишник. — Только так …

После этих слов взял со стола калькулятор, пощелкал и показал цифру на дисплее — 120.

Выбор был небольшой: дать 120 гривен гаишнику или снова прокатиться во Львов и обратно, потратив не только деньги, но и время, и не зная, удастся и после этого получить «вымученный» техталон. «Остановился на первом варианте, — говорит господин Андрей. — И уже через несколько минут держал в руках пластиковый талон. Трудно сказать, что чувствовал: радовался ли жалел, что не прошел техосмотр «как все люди» …

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены