Рубрики
Новости

О связи науки и производства при строительстве дорог

Как было организовано научное сопровождение строительства КАД?
При составлении проекта КАД предусматривалась отдельная статья «научное сопровождение». Но «Росавтодор» счел ее использование нецелесообразным, поскольку дорожная наука — прерогатива самого «Росавтодора».
Будучи держателем бюджета, он сам должен выбирать темы и проводить конкурсы. Поэтому нашу Дирекцию такими функциями не наделили. Тем не менее, необходимость привлечения ученых для решения если и не фундаментальных, то оперативных вопросов периодически возникает. Но занимаемся этим не мы, а подрядные организации. При возникновении каких‑либо проблем по нашей инициативе работы прекращаются, и подрядная организация привлекает для их решения ученых. Иногда для большей объективности работа поручается двум независимым экспертам.
А проблемы возникают самые разные и порой совсем неожиданные. При устройстве земляного полотна на подъезде к г. Ломоносову мы столкнулись с тем, что одна половина восьмиметровой насыпи на участке 70 м по непонятным причинам начала осаживаться. Согласно геологическим и гидрогеологическим исследованиям и проведенным расчетам этого не должно было быть. Геологи пробурили новые скважины — но ничего, что могло бы пролить свет на причины осадки, не нашли. Разобраться в этой ситуации удалось с помощью сотрудников одной из кафедр Санкт-Петербургского горного университета.
Оказывается, бывают грунты, которые в нормальных условиях ведут себя прогнозируемо, но после появления нагрузки, а тем более после того, как их уплотнили вибрационными катками, меняют свои свойства. Это происходит вследствие изменения их структуры. Вода из слоев, которые при расчетах даже не принимались во внимание, приводится в движение.
Промежуточные слои начинают ослабляться. И где‑то на глубине 5 м формируется прослойка, которая под воздействием воды начинает вести себя вопреки всем расчетам. Сегодня проектировщики разрабатывают решения, как вернуть грунтам необходимую несущую способность.
В большинстве случаев ученые откликаются на предложения о сотрудничестве, поскольку им самим чрезвычайно интересно принять участие в живом деле. Подрядчики, в свою очередь, активно сотрудничают с наукой, будучи заинтересованы в максимально качественном и не вызывающем неоднозначных толкований результате работ. Другое дело, что сама отечественная дорожная наука по понятным причинам переживает не самые лучшие времена.
Но это, как принято говорить, тема для отдельного разговора.

Добавить комментарий