Независимость журналиста

Собирая материал для публикации журналист должен избегать любой формы зависимости. Политические или экономические заказы, скрытая реклама являются грубыми нарушениями профессиональных журналистских стандартов.

Журналист должен избегать любой формы личной заинтересованности при сборе информации и создании материала.  При этом считается, что профессиональный журналист не должен принимать участия в политических  или других мероприятиях, если это может поставить под сомнение его профессиональную беспристрастность.
Особенно пристальным журналисту следует быть при рассмотрении действий власти. Если это необходимо, он должен сделать все для наказания виновных чиновников.
Особенно осторожным необходимо быть в случае обнародования информации, надлежащим образом не проверена (проверять нужно, как правило, из двух независимых источников) или если источник информации заинтересован  в освещении ее определенным образом. Обычно обнародования при этом не допускается, а в случаях исключений (общественная значимость информации) аудитория имеет право знать обо всех сомнительных моментах.
Социальная ответственность журналиста состоит в том, что все его суждения, вся информация должны быть достоверными и полными, что он предоставляет возможность высказаться всем основным фигурантам событий, обеспечивать  аудитории возможность быть полностью информированной по всем вопросам, имеющих актуальный общественный интерес.
Конечно, журналисты по-разному относятся к вопросам социальной ответственности. Многие считают, что это, как и этика вообще, сейчас не ко времени. Мол, вот начнем лучше жить, тогда другое дело — все будет работать  этично. Или — вот завершатся выборы, тогда можно будет придерживаться этических требований.
Например, главный редактор «Независимой газеты» В.Третьяков считал, что нельзя придерживаться этических требований, так каждый борется за финансовое благополучие своего издания. Есть соблюдение норм этики делает издание беззащитным перед недобросовестными конкурентами.
Такие взгляды, увы, не редкость. Однако при этом не принимаются во внимание два момента.
  • Во-первых, хорошая журналистика является рентабельной, поскольку таким изданиям доверяет аудитория, и вследствие этого они имеют больше рекламных доходов.
  • Во-вторых, несоблюдение норм этики приводит, опять же, к потере читателя, зрителя, слушателя и исчезновения издания вообще.
Соблюдение моральных принципов в конечном итоге всегда идет на пользу и масс-медиа, и отдельному журналисту. Тот, кто действует этично, пользуется не только доверием аудитории, но и уважением коллег, не только тешит самолюбие, но и его репутация может помочь в трудной ситуации.
При этом важно понимать, что этично надо действовать и с теми, кто сам действует неэтично. Например, политические журналисты должны соблюдать  нормы этики, хотя сами политики часто считают себя свободными от любых норм (недаром политику называют грязным делом.
Неэтичность объекта публикации отнюдь не оправдывает неэтичных действий журналиста относительно этого объекта.
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены