Комментарий Минздравсоцразвития России ситуации с госзакупками лекарств

Генеральной прокуратурой РФ в качестве недостатка в работе Министерства здравоохранения и социального развития РФ отмечается, что при организации и проведении торгов на поставку лекарств Министерством были созданы условия для недобросовестной конкуренции и согласованных действий поставщиков, неправомерного уклонения от проведения аукционов, незаконного заключения контрактов с единственным поставщиком.


Минздравсоцразвития

Размещение государственных заказов осуществлялось Минздравсоцразвития России в строгом соответствии с нормами Федерального закона №94-ФЗ.

Кроме того ранее неоднократно проводились проверки соблюдения Министерством законодательства о размещении заказов и  антимонопольного законодательства различными контрольными органами.

Так, в частности, в январе 2010 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой проводилась проверка соблюдения Минздравсоцразвития России законодательства в сфере закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд за 2008-2009 годы. По результатам указанной проверки ни Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ни Федеральной антимонопольной службой Министерству на подобные нарушения не указывалось. Ранее, в марте-июне 2009 года Федеральной антимонопольной службой проводилась проверка соблюдения Министерством антимонопольного законодательства, по результатам которой подобных замечаний также не высказывалось. Кроме того, не выявлено подобных фактов и при проведении Счетной палатой Российской Федерации в 2009 году контрольных мероприятий по проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета.

По факту не участия участников размещения заказа в аукционах, объявленных Министерством, и заключения контрактов с единственным участником:

по результатам рассмотрения заявок на участие в открытых аукционах, участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в аукционе и соответствующие требованиям Закона № 94-ФЗ и документации об аукционе, были допущены к участию в открытых аукционах и признаны участниками аукциона. Вместе с тем, уполномоченные представители участников указанных аукционов не явились, не регистрировались и номерную карточку не получали, и, как следствие, аукционы были признаны несостоявшимися в соответствии с нормами Закона № 94-ФЗ.

по результатам рассмотрения заявок на участие в открытых аукционах по некоторым лотам подана одна заявка на участие в аукционе.

В соответствии с частью 12 статьи 37 Закона №  94-ФЗ в случае, если в аукционе участвовал один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один участник аукциона, аукцион признается несостоявшимся.

Согласно части 13 ст. 37 Закона № 94-ФЗ в случае, если в аукционе участвовал один участник, заказчик обязан передать такому участнику проект государственного контракта для подписания.

Таким образом, основываясь на вышеуказанной императивной норме Закона Министерством были заключены государственные контракты с указанными участниками на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

При этом согласно части 1.2. статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения уклонение должностного лица государственного заказчика от заключения государственного контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

И в том и в другом случаях заказчика закон обязывает заключить государственный контракт.

Кроме соблюдения интересов по созданию конкурентной среды, которая, безусловно, должна осуществляться государством, Министерство обязано обеспечить реализацию законных прав граждан по обеспечению лекарственными средствами, а в случае не заключения таких государственных контрактов их права могут быть нарушены.

Что касается заключения 164 государственных контрактов (на сумму 66,3 млрд. рублей), из которых 127 контрактов (на сумму 61 млрд. рублей) заключено с 6 поставщиками.

При этом не учитывался факт отсутствия в законодательстве Российской Федерации механизма регулирования количественного участия и контроля со стороны государственного заказчика за возможностью потенциального сговора участников торгов.

По мнению Генеральной прокуратуры РФ, Министерством создается видимость экономии бюджетных средств, а лекарственные средства приобретаются по ценам, значительно превышающим их фактическую стоимость.

Полномочия по закупке лекарственных препаратов для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после транспланатации органов и (или) тканей за счет средств федерального бюджета переданы Минздравсоцразвития России во 2-м полугодии 2008 года для обеспечения больных с вышеуказанными заболеваниями на 2009-2010 годы.

При формировании начальной цены к государственным контрактам на поставку лекарственных препаратов:

—  по 48 лотам в 1-м полугодии 2009 года по 17 позициям цены по сравнению с 2008 годом были снижены от 0.3 % до 11.5%;

— на 2 полугодие 2009 года из 39 сформированных лотов по 9 лотам начальная цена была снижена по отношению к 1 полугодию 2009 года от 1% до 41.5%;

— на 2010 год из 39 сформированных  лотов по 11 лотам начальная цена была снижена по отношению ко 2 полугодию 2009 года от 0.5% до 34%.

Необходимо отметить, что, несмотря на финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., повлиявший на состояние фармацевтического рынка Российской Федерации и приведшего к повышению цен на лекарственные средства, по результатам всех проведенных аукционов ни по одному лоту не зафиксировано повышения цен по отношению к предыдущему периоду, а по 32 лотам проводилась корректировка на снижение цен.

При этом экономия складывается не только в результате проведенных торгов, но и на этапе формирования начальной цены контракта исходя из анализа произведенных закупок.

Учитывая изложенное, полагаем, что доводы Генеральной прокуратуры Российской Федерации о видимости экономии бюджетных средств при проведении централизованных закупок являются некорректными.

В сообщении Генеральной прокуратуры РФ указывается на причинение ущерба на сумму 3,4 млрд. рублей.

В качестве обоснования этого факта приводятся цены государственных контрактов, заключенных отдельными регионами по двум препаратам, при этом не учитывается, что начальная цена контракта в этих регионах на эти препараты существенно превышала цену торгов по Минздравсоцразвития России.

При этом не учитывалось, что в закупках, проводимых Министерством, несмотря на более низкую начальную цену, учитывались расходы на логистику при организации доставки товара в 39 субъектов Российской Федерации с жестким закреплением остаточного срока годности лекарственных препаратов, который оказывает влияние на цену, в отличие от закупок, осуществленных субъектами Российской Федерации.

Указание на необоснованное расходование суммы в объеме 3,4 млрд. рублей не подтверждается расчетами.

Вся вышеуказанная информация была предоставлена Генеральной прокуратуре РФ.

***

В рамках проведения торгов на обеспечение населения лекарственными препаратами на 2011 год Минздравсоцразвития были объявлены аукционы на поставку семи препаратов по начальной цене (исходя из подходов, изложенных в представлении Генеральной прокуратуры РФ) на основании результатов региональных закупок по аналогичным препаратам. В результате – торги по этим препаратам не состоялись. Минздравсоцразвития обратилось в ФАС с просьбой провести расследование в отношении компаний Новартис, Янссен-Силаг, Хоффманн-Ля Рош по вопросу требований компаний к Министерству в части пересмотра начальных цен открытых аукционов в электронной форме на поставку лекарственных препаратов в 2011 году. В результате рассмотрения указанного обращения ФАС была запрошена информация у перечисленных компаний относительно того, предоставлялись ли дистрибьюторам, реализующих лекарственные препараты в регионах, полномочия по их реализации, в том числе, по более низким ценам. Указанные компании проинформировали ФАС о том, что дистрибьюторы, реализовавшие препараты в регионах по более низким ценам, не являются уполномоченными. Некоторые компании провели внутреннее расследование о возможных случаях хищения и перепродажи их препаратов.

ФАС совместно с Минздравсоцразвития в ходе рассмотрения материалов с представителями компаний согласовало более высокие начальные цены на лекарственные препараты, по которым не состоялись торги.

Одновременно ФАС проинформировало Минздравсоцразвития о планируемом обращении в Росздравнадзор, Генеральную прокуратуру РФ и МВД с просьбой по всем выявленным фактам провести проверку источников и законности получения победителями аукционов в регионах рассматриваемых препаратов по таким низким ценам.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены