Информирование аудитории — большая ответственность

Журналистика не нужна, если она не информирует аудиторию о всех актуальных проблемах, случившихся в обществе, не отслеживает верных и ошибочных шагов власти, а только подпевает ей. Организация общественной дискуссии предполагает то, чтобы аудитория могла услышать не только голос власти, но и то, что говорят деятели оппозиции, а также, что тоже очень важно, голос представителей общественности.
При этом важно, чтобы голоса тех, кто выступает в печатных статьях или в эфире теле -или радиопрограмм не были искажены. Конечно, при рассмотрении сложных вопросов надо давать грамотный комментарий того, что творится. Но такой комментарий должны давать не сами фигуранты дела (Политики), и не журналисты, которые ее освещают, а независимые эксперты.

В России увы, эта практика пока почти отсутствует. Журналист должен всегда помнить об ответственности за свое слово перед обществом, аудиторией, людьми, которые стали объектом его внимания, коллегами по цеху, своей газетой, теле-или радиокомпанией, и перед самым собой.
Следует заметить, что понятие «журналистской ответственности» никак не включает в себя ответственности только перед редактором, собственником, властью и другими подобными учреждениями. Это целиком профессиональная дефиниция, которая заключается в ответственности конкретного журналиста или целого медиа перед обществом и аудиторией. Понятие журналистской ответственности возникло сравнительно недавно. К началу  ХХ века в мире господствовали две концепции прессы:  либертарианская и авторитарная.

Согласно первой, журналист отвечал прежде всего перед собственной совестью. Причем считалось, что не произойдет ничего страшного, если журналисты из-за каких-то ошибок навяжут обществу ошибочный взгляд на какие-то вещи или события. Согласно теории возврата к истине Д. Мильтона, правильные оценки и идеи все равно получат победу, потому что истина является непобедимой.

В авторитарной модели журналист несет ответственность прежде всего перед властью, поскольку она является верховным авторитетом в обществе. Он является проводником идей власти, т.е. послушным инструментом в ее руках.
В ХХ в. возникла новая концепция деятельности медиа — социально ответственное. Согласно взглядам ее духовного отца Милля, журналисты несут особую ответственность перед обществом. Они должны четко осознавать, какие будут последствия от их слов, способствовать развитию общества, честно информировать аудиторию о событиях, не поддаваться и не подлежать любом давлениям, кроме морального. Т.е. согласно либертарианськой и социально ответственной концепций журналист — это лицо на службе общества, а не отдельных граждан или институтов.

Поэтому вызывает  удивление и неприятие утверждение, что журналист, как наемный работник должен охранять интересы собственника. Журналист — это не таксист, который везет заказчика туда, куда тот заплатил. Журналист, врач, учитель, представители некоторых других профессий отвечают перед работодателем только тем, что честно работают. Само же содержание труда определяется его обязанностями перед обществом.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены