Факторы коммерциализации поведения работников милиции — к вопросу о механизме, порождающем этот процесс

При всем разнообразии идущих в обществе процессов — начиная от динамики численности населения и кончая преступностью — все они сходны в одном: любые процессы порождаются теми или иными социальными механизмами, то есть комплексами порождающих их факторов, причин, условий. Условия, от которых зависит процесс коммерциализации работников милиции, весьма разнородны. Если очерчивать их в целом, то это, во-первых, «макроусловия», то есть те черты, которые приобретало (и которые приобрело) российское общество на этапе «выхода из СССР» — черты политической и правовой системы, экономики и массового сознания; во-вторых, это – «микроусловия», то есть перемены в условиях труда и в социальных установках самих работников правоохранительных органов. Понятно, что «микроперемены» происходили под влиянием перемен в «макроусловиях» — в политической системе, аппарате власти, во всем «социальном организме» общества.

Первая группа условий – «вход» в рассматриваемый механизм: перемены в экономике, правовой и социальной системе России в период перехода к рынку. Это — формирование (после 70-летнего перерыва) новых рыночных структур; рост теневой экономики; правовой вакуум в стране и недейственность законов; и, главное — рост преступности. Эти новые условия определили рост спроса на услуги силовиков со стороны политических сил, которые приходили к власти, а также со стороны формировавшихся новых «игроков» в экономическом пространстве. И одновременно рост спроса на услуги милиции со стороны общества, населения страны, безопасность которого в связи с распадом СССР резко снизилась. Все это усиливалось обстановкой «либерализации»: все, что происходило в стране, «освящалось» лозунгом «расширения свободы» — в политике, в экономике, во всех сферах общества.
Вторая группа условий — перемены в социально-экономическом положении и в установках самих работников милиции, то есть те новые черты их положения и сознания, которые способствовали коммерциализации их поведения. Главными из них были следующие:
1) неудовлетвореннность материальным положением, низкой оплатой их труда, установка на «выживание»;
2) ценностный (идейный, нравственный) вакуум, возникший вследствие слома тех идейных и моральных «сдержек», тех идеологических требований и моральных ограничений, которые влияли на поведение работников милиции в эпоху СССР и которые обеспечивали выполнение ими их служебных обязанностей перед обществом;
3) адаптация работников милиции к новым условиям на рынке труда — к возможности вторичной неформальной занятости — несмотря на прямые законодательные запреты для работников милиции на какие-либо совмещения занятий, кроме научной и педагогической деятельности. Хотя сегодня это уже стало привычным и обыденным — но в принципе нарушение законодательных запретов государства кадрами силовиков было беспрецедентным явлением, которое не имело места (и не могло иметь места) на протяжении всей истории России в ХХ веке;
4) освоение работниками милиции новых рынков услуг, требующих милицейских функций, а именно:
а) новых способов взаимодействий с населением страны (технология «поборов», «платы вместо штрафа» и др.);
б) новых способов взаимодействий с бизнесом («крышевание», включение работников милиции в состав теневых бизнес — групп, занимающихся «переприватизацией» предприятий, банков, комбинатов, шахт и др.);
в) новых способов взаимодействий с властью — прямые контакты с чиновниками местных государственных структур, информация относительно «расстановки сил» в регионах, выявление спроса на услуги милиции;
г) новых способов взаимодействий с криминалом — выявление спроса на услуги милиции, выработка условий взаимодействия между криминалом и милицией;
д) новых способов взаимодействий с национально-этническими кланами по тем же программам — спрос на услуги, условия предоставления милицейских услуг, «пароли», «явки».
Даже освоение самых простых моделей коммерческого поведения, таких, как поборы с населения, торгующего на улицах городов, штрафование нарушителей движения на дорогах, даже это требовало от милиционеров, одетых в служебную форму, минимальной выучки.
Таков в самом общем виде механизм коммерционализации поведения работников милиции, то есть тот комплекс условий, который порождал и породил коммерческое поведение этой категории работников.
Очевидно, что то поведение, которое возникает «на выходе» этого механизма, является криминальным. Поэтому описанные условия в равной мере можно рассматривать как детерминанты криминализации поведения работников милиции. Криминализации института милиции в России.
Нет нужды доказывать, что коммерческое поведение работников милиции по своей сути — противоправно. Не только формально, потому, что оно нарушает имеющиеся правовые документы (например, Закон «О милиции» и др.), но и потому, что если милиция занимается коммерцией, если она зарабатывает на противоправных теневых сделках — то это значит, что та социальная система, в которой это стало возможным, является криминальной.
То есть криминальное поведение кадров института милиции криминализировало всю социальную систему, которая в свою очередь криминализирует другие социальные структуры и другие группы населения.
Сказанное подтверждает, что проблема коммерческой деятельности работников милиции в России является актуальной.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены