Эволюция избирательного законодательства

По Конституции 1993 года выборы в России должны быть свободными и честными. В соответствии со статьѐй 97 Конституции, любой гражданин Российской Федерации в возрасте свыше 21 года, обладающий правом участвовать в выборах (т. е. не находится в тюрьме или не признан психически больным) может быть избран депутатом Государственной Думы. Принципы, положенные в основу проведения выборов и избирательных прав граждан, записаны в Конституции и разъяснены в Федеральном законе от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 4 № 56-ФЗ. (Перечень законов, судебных решений и других материалов можно найти на сайте http://www.democracy.ru/english/library/laws/.) В последующие годы в этот закон несколько раз вносились поправки, например, малым партиям стало сложнее попасть в Государственную Думу и выдвигать кандидатов. На выборах 1995 года от партий требовалось собрать 200 тысяч подписей и зарегистрироваться в Министерстве юстиции не позднее чем за шесть месяцев до выборов. В выборах участвовали 43 партии и коалиции, но только четыре преодолели 5-процентный барьер и смогли получить пропорциональное число депутатских мест. В результате считалось, что свыше 45% избирателей не смогли проголосовать за ту партию, которой они отдают предпочтение. Представительство Коммунистической партии и еѐ союзников оказалось гипертрофированно раздутым. Своим постановлением от 17 ноября 1998 года № 26-П Конституционный суд Российской Федерации поддержал требование о 5-процентном барьере.
Помимо юридических затруднений многие кандидаты столкнулись с политическими и бюрократическими препятствиями. На президентских выборах 2008 года только четырѐм кандидатам удалось зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии, в то время как о своѐм намерении бороться за этот пост заявляло большое число политиков. Кандидат от «Другой России» и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров был вынужден снять свою кандидатуру после того как ему не удалось арендовать помещение для проведения политического собрания, требовавшегося для регистрации. Каспаров не был выдвинут партией, обладающей местами в Думе, и поэтому ему было необходимо заручиться поддержкой не менее 500 человек на собрании «инициативной группы». Никто из арендодателей в Москве не согласился предоставить ему помещение. Ряду других кандидатов в регистрации было отказано. Например, кандидатура бывшего премьер-министра и лидера Народно-демократического союза Михаила Касьянова сначала была зарегистрирована, но затем это решение было отменено, когда Центральная избирательная комиссия заявила, что большое число подписей в поддержку кандидата было подделано. Обжалования в Верховном Суде оказались тщетными. Г-н Касьянов обвинил Кремль в умышленном проведении кампании по недопущению осуществления его политических амбиций.
В отношении парламентских выборов 2 декабря 2007 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) сообщала, что Россия:

«… перешла на полностью пропорциональную систему. Федеральные списки могут содержать до 600 имѐн, что позволяет известным личностям быть включенными в партийные списки (например, глава государства возглавляет федеральный список партии «Единая Россия»). Россия теперь является единым округом, и голоса считаются в общенациональном масштабе. Чтобы быть представленной в Думе, политической партии необходимо преодолеть 7-процентный барьер (в 2003 году барьер составлял 5 процентов). Этот барьер, будучи одним из самых высоких в Европе (более высокий имеется только в Турции), неизбежно привел к тому, что ряд политических партий не был представлен в Думе.
… в Думе должны быть представлены не менее двух партий. В том случае если 7-процентный барьер преодолеет только одна партия, партия, занявшая второе место на выборах, получит места в Думе вне зависимости от количества полученных ею голосов. Минимальный порог явки избирателей (прежде 50 процентов), делающий выборы действительными, отменен. Возможности проголосовать против всех кандидатов больше нет.
… чтобы быть зарегистрированной, политической партии необходимо иметь не менее 50 тысяч членов (прежде 10 тысяч), и в каждом региональном отделении должно быть не менее 500 членов более чем в половине субъектов Федерации. В остальных региональных отделениях должно быть не менее 250 членов данной политической партии в каждом. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может быть зарегистрирован только в одном региональном отделении данной политической партии по месту своего постоянного или наиболее продолжительного проживания».

Кроме того, партии, не представленные в Думе, должны внести залог в размере 60 миллионов рублей (приблизительно 1,8 миллиона евро) или собрать 200 тысяч подписей, из которых в одном и том же регионе или зарубежной общине может быть собрано лишь до 10 тысяч подписей. По новому законодательству запрещается создание предвыборных блоков; члены Думы больше не могут переходить из одной партии в другую, не рискуя лишиться своего места в Думе. Законы, касающиеся финансирования предвыборных кампаний, крайне запутанны, и можно сказать создают препятствия и мешают малым партиям участвовать в выборах.
Избирательное законодательство включает подробные положения, регулирующие поведение электронных и печатных средств массовой информации в период предвыборной кампании, предусматривая, среди прочего, бесплатные и платные время в эфире и место в печатных изданиях для всех политических партий, зарегистрированных в качестве участников данных выборов, на равных условиях. Закон также требует обеспечения равного доступа к средствам массовой информации для всех партий и отделения новостей о предвыборных событиях от редакционных комментариев.

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Зловести © 2017 Все права защищены